Психодиагностика- это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Цель психодиагностики: Разработка и использование разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека, разработка требований к измерительным психологическим методам, разработка этих методов, их адаптация, интерпретация данных и использование математико-статистического аппарата для анализа данных.
Задачей психодиагностики как науки является:
- Разработка новых методов психологии
- Определение возможностей уже существующих методов
Прикладные задачи психодиагностики:
- Выяснение состояния развитости соответствующего свойства
- Определение динамики развития свойства и преобразования его в течении определенного времени
- Установление реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий
- Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов его развития в прошлом
- Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития
- Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач (например, установление профессиональной пригодности)
- Определение соответствия или не соответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы
- Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования.
Принципы:
|
|
1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира
обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения
психических явлений, тенденции их изменения, качественные и
количественные характеристики этих изменений;
3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет
увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале
психической реальности при условии их нетождественности;
4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика
формируются в деятельности человека, деятельность одновременно
регулируется сознанием и психикой;
5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных
особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его
|
|
онтогенеза.
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание, научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения диагностических средств.
Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют собой, так называемые бланковые методики- испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме ответить. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются их относительной простотой для разработки и для использования и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко, недостатком является субъективность, проявляющаяся в выборе самих вопросов и в интерпретации ответов на них, их трудно стандартизировать и добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте занимают рисуночные психодиагностические методики., в них для изучения используются созданные испытуемыми рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных готовых изображений.
Первый и третий тип методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный
Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые в свою очередь могут бланковыми, опросными, рисуночными.
Частота их практического использования достаточно велика и возрастает, поскольку методики этой группы наиболее валидные и информативные.
След.группа методик объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать.
Все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические, хотя деление условно. Различие между этими методами заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях ег сугубо научного познания, а практические на оценку степени его развития и использования в практических целях.