Психологическая диагностика как одно из направлений деятельности специального психолога

Психодиагностика- это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Цель психодиагностики: Разработка и использование разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека, разработка требований к измерительным психологическим методам, разработка этих методов, их адаптация, интерпретация данных и использование математико-статистического аппарата для анализа данных.

Задачей психодиагностики как науки является:

  1. Разработка новых методов психологии
  2. Определение возможностей уже существующих методов

Прикладные задачи психодиагностики:

  1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства
  2. Определение динамики развития свойства и преобразования его в течении определенного времени
  3. Установление реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий
  4. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов его развития в прошлом
  5. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития
  6. Определение пригодности индивида или группы для решения тех или иных задач (например, установление профессиональной пригодности)
  7. Определение соответствия или не соответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы
  8. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования.

Принципы:

1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира

обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения

психических явлений, тенденции их изменения, качественные и

количественные характеристики этих изменений;

3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет

увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале

психической реальности при условии их нетождественности;

4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика

формируются в деятельности человека, деятельность одновременно

регулируется сознанием и психикой;

5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных

особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его

онтогенеза.

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание, научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения диагностических средств.

Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют собой, так называемые бланковые методики- испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме ответить. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются их относительной простотой для разработки и для использования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко, недостатком является субъективность, проявляющаяся в выборе самих вопросов и в интерпретации ответов на них, их трудно стандартизировать и добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте занимают рисуночные психодиагностические методики., в них для изучения используются созданные испытуемыми рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных готовых изображений.

Первый и третий тип методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный

Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые в свою очередь могут бланковыми, опросными, рисуночными.

Частота их практического использования достаточно велика и возрастает, поскольку методики этой группы наиболее валидные и информативные.

След.группа методик объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать.

Все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические, хотя деление условно. Различие между этими методами заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях ег сугубо научного познания, а практические на оценку степени его развития и использования в практических целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: