Современное состояние проблем РДА в отечественной и зарубежной науке

1б27в Современное состояние проблемы раннего детского аутизма в отечественной и зарубежной науке

Первое описание РДА принадлежит Л. Каннеру, который в 1943 г. обобщил данные пятилетних наблюдений за группой аномальных детей, психическое развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза. Основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к ритуальным, стереотипным формам поведения, нарушения или полное отсутствие речи, манерность движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы.

Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли H. Asperger (1944) и С.С. Мнухин (1947).

Исследования, проведенные в разных странах показали, что частота проявления детского аутизма – 3-6 случаев на 10 000 детей (L. Wing, 1976, 1978), причем он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме этого, есть мнение, что распространенность этой аномалии значительно выше, так как к врачу попадают лишь дети с наиболее тяжелыми формами РДА (E. Tinbergen).

В качестве клинических критериев синдрома Л. Каннер выделил:

• глубокую недостаточность способности установления аффективного контакта;

• тревожное навязчивое стремление к сохранению постоянства в обстановке;

• сверхсосредоточенность на определенных объектах и ловкие моторные действия с ними;

• мутизм или речь, не направленная на коммуникацию;

• хороший познавательный потенциал, в блестящей памяти у говорящих детей и в решении сенсомоторных задач у мутичных.

В последующие годы эти критерии значительно развивались и уточнялись. По мере накопления данных был снят тезис об обязательном присутствии у аутичного ребенка хорошего интеллектуального потенциала, было подтверждено значение и уточнена специфика речевых расстройств. Подкреплено мнение о проявлении подобных расстройств у ребенка не позже, чем в возрасте 30 месяцев, что еще больше связало синдром с нарушением психического развития, а не с его регрессом.

Т.о., критерии синдрома были значительно уточнены и определены следующим образом (M. Rutter, 1974-1978):

-проявление специфических трудностей до 30-ти месячного возраста;

-особые глубокие нарушения социального развития, не связанные жестко с уровнем интеллектуального развития;

-задержка и нарушение развития речи вне прямой зависимости с интеллектуальным уровнем ребенка;

-стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипных занятиях, сверхпристрастиях к объектам или сопротивлениям изменениям среды.

В настоящее время клинико-психолгическая картина синдрома РДА характеризуется большинством авторов как полиморфная и противоречивая (L.Wing,1976; M. Rutter, 1978; В.М. Башина, 1980, 1999; В.Е. Каган,1981; К.С. Лебединская,1988). Однако в период своей наибольшей выраженности она может быть представлена стойким сочетанием двух видов расстройств: 1) аутизм; 2) стереотипность поведения.

Аутизм (от лат. Authos – сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Прежде всего, аутизм характеризуется нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие, у него возникают тревога и напряженность.

Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду; иметь предметы обихода, находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, фразы, слова; получать одни и те же впечатления; тенденция вступать в контакты со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию либо самоагрессию.

Обращает внимание внешняя парадоксальная противоречивость, полюсность ряда расстройств, которая выступает не только при сравнении разных детей с РДА, но часто наблюдается у одного и того же аутичного ребенка. О.С. Никольская рассматривает парадоксальность проявлений ребенка как один из критериев РДА (1985, 2003).

Изучение вопросов этиологии РДА осуществлялось в русле двух теорий: психо- и биогенеза.

Развитию мнения о психогенном происхождении РДА послужила характеристика родителей детей с аутизмом, которые характеризуются как эмоционально холодных, чрезмерно интеллектуализированных людей (Б. Беттельхейм, Л. Десперт, В. Ранк и др.). Патогенными оценивались их характерологические особенности, отношение к детям, принятый в семье тип воспитания. Родители не создают у ребенка чувство безопасности, подавляют или, по крайней мере, не подкрепляют активность детей во взаимодействии с окружающим миром, развитие останавливается на ранних стадиях и ребенок отгораживается от внешнего мира. Однако, предпринятые исследования родителей детей с аутизмом не подтвердили предположения об особом складе их личности в сравнении с родителями других детей.

Согласно промежуточной точке зрения (И. Тинберген, Н. Тинберген), патогенным является совпадение «ранимого ребенка и ненормальной среды».

В настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов. Т. е., детский аутизм имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм (при шизофреническом процессе (Л. Бендер, О.П. Юрьева, М.С. Вроно, В.М. Башина, К.С. Лебединская, И.Д. Лукашова, C.В. Немировская), при органической патологии мозга (врожденнах токсоплазмозе, сифилисе, рубеолярной энцефалопатии, другой резидуальной недостаточности нервной системы, интоксикации свинцом и т.д. – С.С. Мнухин, Д.И. Исаев, В.Е. Каган, М. Колеман), при различных врожденных дефектах обмена (фенилкетонурии, мукополисахаридозах, нарушении пуринового обмена и т.д.), прогрессирующих дегенеративных заболеваниях (синдром Ретта) и тд.). В настоящее время считается вероятной связь РДА с хромосомной патологией – синдром Дауна, дубль Y, чаще всего с ломкой X-хромосомой.

Общность патогенеза, способствующая возникновению синдрома РДА при различных заболеваниях, объясняется по-разному.

Предполагается вовлеченность в этот процесс эндокринной системы (С.С. Мнухин, Д.Н. Исаев). В первую очередь это сказывается на неполноценности адаптивной системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников (Б.В. Воронков).

Ряд исследователей объясняют механизмы формирования синдрома РДА спецификой мозговой локализации – патологией стволовых отделов мозга (С.С. Мнухин, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган), ретикулярной системы, подкорковых ядер, вестибулярной системы, лобно-лимбической системы и гипоактивацией правого полушария, мозжечка.

Механизмы формирования клинико-психологической структуры РДА связываются с церебральными патофизиологическими механизмами, обусловливающих первичные расстройства. К ним относятся нарушения бодроствования, патологию сознания и активности, базально-энергетическую недостаточность (исходное снижение психического и витального тонуса).

Рядом авторов в качестве основного механизма формирования РДА рассматривается патология восприятия, в частности, его гипо- или гиперактивность, сверхсензитивность к раздражителям всех модальностей. В результате исследований у этих детей обнаружилась сверхчувствительность в восприятии именно человека – его лица, голоса, особенно взгляда.

В настоящее время признается, что кроме «классических» форм аутизма Каннера существуют также «спектральные расстройства», такие как синдром Аспергера, которые имеют характеристики, сходные с основным синдромом, но без полного набора критериев. Синдром Аспергера характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи. Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте, при этом большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но испытывают трудности в формировании отношений с другими людьми. До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития, в дальнейшем появляются нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Речь становится монотонной. Ребенок начинает держаться отстраненно, обособлено, много времени посвящает узкому, стереотипному кругу интересов. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления. У некоторых детей обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление хорошо развито, но знания крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчиво. В отличие от других случаев детского аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя внимание отрешенное «красивое» выражение лица, мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Моторика угловатая, движения неритмичные, стеркеотипные. Коммуникативные функции речи ослаблены, она своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос то тихий, то резкий. Характерна привязанность к дому, а не к родным. В отличие от детского аутизма, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного стереотипного поведения, интересов и занятий; и отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.

2) Арттерапия в работе специального психолога.

2б25в Арттерапия в работе специального психолога

Арттерапия возникла в теоретическом плане в контексте теоретических идей З.Фрейда, К.Г. Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу, а в практическом - в 30-е гг. XX века как попытка коррекции эмоционально-личностных проблем детей-эмигрантов и с детьми, испытавшими стресс в концлагерях, с туберкулезными больными (Адриан Хилл).

Арттерапия (от корня art- искусство), или терапия искусством - психологическое воздействие через искусство и средствами искусства. Это метод, базирующийся на использовании искусства как символической деятельности и на стимулировании креативных творческих процессов. Наиболее известными и эффективными принято считать такие виды арттерапии, как собственно арттерапия (рисуночная терапия и терапия, основанная на изобразительном искусстве), музыкальная терапия, библиотерапия, танцевальная терапия, терапия киноискусством.

Основывается на развитии двух базовых психологических способностей человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессов самовыражения, формирования направленности на поиск новых, нестандартных решений проблем.

Арттерапия значима в проработке подавленных мыслей и чувств, повышения самооценки, в работе с агрессивными детьми и детьми с негативными чувствами.

Цель арттерапии – в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. По Фрейду коррекционное воздействие арттерапии происходит через механизм сублимации, по Юнгу – через искусство (легенды, мифы), а в целом психоанализ предполагает установление баланса между бессознательным и сознательным «Я». Техника арттерапевтического воздействия – техника активного воображения с целью примирения бессознательного и сознания.

Дети с актуальным стрессом, депрессиями, снижением эмоционального тонуса, наличием конфликтов в межличностных отношениях, с фобическими реакциями, низкой самооценкой выступают участниками арттерапии.

В основе коррекционного воздействия метода арттерапии лежат пять основных психологических механизмов:

1. механизм символического реконструирования (позволяет личности в символической форме воссоздать конфликтную психотравмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование) проблемы через художественный язык искусства (рисование страхов и способов их преодоления с последующим анализом),

2.«отстранения» (В.Шкловский) – выделение в объекте редких значений благодаря включению в новый контекст, высвобождая из повседневного функционирования (например, исполнение танца и выявление мышечных зажимов),

3. эмоциональной децентрации (П.Я.Гальперин) – возможность личности увидеть проблему со стороны глазами всех участников коррекционной группы, выход за пределы «сужения поля ориентировки» и эмоциональной «связанности»,

4. катарсиса (Л.С. Выготский) - высокий уровень эмоционального отреагирования, обеспечивающий изменение основанного на искусстве состояния от мучительного к приносящему наслаждение (стихи о трагичной любви),

5. механизм присвоения социально-нормативных личностных смыслов (А.Н. Леонтьев) – восстановление коммуникации с миром, обретение понимания в межличностных отношениях, общении, серьезный шаг в межличностном росте и самопознании.

Мотивы, пробуждающие продуктивное творчество в арттерапии:

Мотив эмоциональной экспрессии, мотив, реализующий потребности в самопознании, мотив общения, мотив познания мира, мотив социального одобрения.

Роль музыкотерапии в коррекции двигательных и речевых расстройств, эмоциональных отклонений и отклонений в поведении трудно переоценить.

Библиотерапия приобретает важное значение в целях нормализации или оптимизации психического состояния клиента, разрешения конфликта.

Танцевальная терапия влияет на принятие своего физического облика и на преодоление эмоциональных расстройств, комплекса неполноценности у подростков и создание позитивного образа своего тела.

Сочинение историй известно как способ предотвращения внутреннего беспокойства и снятия невротических реакций.

В изобразительной деятельности выделяют четыре типа изображений: каракули, схемы, полусхемы – стереотипные изображения, пиктограммы – схемы, отражающие индивидуальные переживания, художественные образы (Э.Крамер). Каждый рисунок обладает ценностью, независимо от его качества. Задания («Автопортрет», «Нарисуй несуществующее животное», «Я-идеальный», «Я-реальный», «свободное рисование», «сны и фантазии», «первые воспоминания», «волшебный мир», «сны и фантазии», «проблемно-ориентированное рисование («Я в школе»), рисование чувств (образно-символический тип). К заданиям на совместную деятельность можно отнести («диалог в рисовании» (попарное рисование), «совместное рисование», «завершение рисунка группой», «портреты членов группы», «портрет совместными усилиями».)

Арттерапия создает условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, для осознания ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: