Классификации психодиагностических методов

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификация методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по след.основаниям:

- по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);

- по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

- тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;

- по психической активности испытуемых;

- интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

- экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

- проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы);

- исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-ибо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову.

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по след.основаниям:

-по качеству:

ü стандартизированные;

ü нестандартизированные;

- по назначению:

ü общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

ü тесты проф.пригодности;

ü тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

ü тесты достижений;

ü по материалу, которым оперирует испытуемый;

ü бланковые;

ü предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);

ü аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

ü по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

ü по форме ответа: устные и письменные;

ü по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

ü по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы(батареи):

- по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

- по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

- по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификация психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики по разным основаниям:

- По характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема

- Стандартизированные самоотчеты

- Тесты0опросники, открытые опросники

- Шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

- Индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

- Проективные техники

- Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).

По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные (минимальная вовлеченность психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата) и диалогические (большая степень вовлеченности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: