б,1в. Умственная отсталость – понятие, этиология, систематика

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Э. Крепелин, Г.Е. Сухарева, Г.И. Россолимо

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое к норме нарушение психического, в первую очередь интеллектуального развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга.

Существенные признаки умственной отсталости:

1. Органическая обусловленность нарушения психического развития

2. Стойкость нарушений и необратимость их к норме

3. Нарушена преимущественно познавательная деятельность.

Ведущим расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению – процессам обобщения и абстрагирования, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, речи.

Умственная отсталость имеет различную этиологию. Она может быть обусловлена генетическими поражениями нервной системы, в/у патогенными влияниями, травмой, асфиксий во время родов, воздействием на мозг ребенка инфекций, интоксикаций, травм и других вредоносных факторов в раннем периоде постнатального развития.

На основании МКБ-10 (с 90-х гг) выделяют 4 степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Степень умственной отсталости определяется в соответствии с коэффициентом интеллекта (IQ).

При легкой степени IQ = 70;

При умеренной IQ = от 70 до 50;

При тяжелой – от 50 до 25;

При глубокой – от 25 до 0.

Формы умственной отсталости:

1.Олигофрения(Термин предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин.)

2.Деменция

1) Олигофрения – объединяет группу болезненных состояний, клиническую картину которых характеризуют следующие основные проявления.

1. Явление необратимого общего психического недоразвития;

2. Преобладание в структуре интеллектуального дефекта;

3. Отсутствие прогредиентности.

Для олигофрении характерно:

Тотальность – недоразвитие всех психических функций, начиная от низших (моторики, элементарные эмоции) и кончая высшими психическими функциями, обеспечивающими познавательные процессы.

Иерархичность – выражается в том, что при отсутствии внимания, памяти, речи, моторики, эмоциональной сферы всегда выражено меньше, чем недоразвитие мышления.

Степени умственного недоразвития при олигофрении:

Дебильность – это наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основной контингент учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

При правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно-психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своем жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность.

Для деятельности характерно отсутствие инициативы, самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании. Доступны лишь те виды труда, которые состоят из стереотипного повторения одних и тех же заученных приемов. При отсутствии осложненности олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью легкой и средней степени, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т.д.). При тяжелой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении. Деятельность по существу отсутствует. Нет навыков самообслуживания. Поведение ограничено либо действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, либо элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешний раздражитель. Предоставленные себе, одни больные лежат или сидят, не реагируя на окружающее, другие беспокойны, бесцельно суетливы. Двигательные стереотипии имеют характер ритмического раскачивания туловища, однообразных движений головы, конечностей.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер:

Неосложненная форма олигофрении характеризуется уравновешенностью нервных процессов, отсутствием грубых поражений в пределах того или иного коркового анализатора, психомоторной расторможенности, церебральной астении, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Работоспособность, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, личностные особенности коррелируют со степенью интеллектуального недоразвития.

При олигофрении, осложненной нейродинамическими расстройствами, интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости) либо заторможенности (тормозимости). Осложненность нейродинамическими расстройствами может наблюдаться при олигофрении различной этиологии. Наиболее часто она отмечается при олигофрении, связанной с родовой травмой и асфиксией, цепочкой перенесенных в раннем детстве тяжелых инфекций.

При олигофрении, осложненной психопатоподобными расстройствами, наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности.

При олигофрении, осложненной тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга, познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей наблюдается вялость, пассивность, двигательная заторможенность, автоматическая подчиняемость. Другим свойственны импульсивность, расторможенность, суетливость, эйфорических фон настроения, постоянная отвлекаемость на любые раздражители и побочные ассоциации.

При олигофрении, осложненной нарушениями в системе отдельных анализаторов, наряду с общим недоразвитием мозга отмечаются выраженные очаговые поражения. В этих случаях слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

2) Деменция – определяется как стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, уплощение эмоций.

- В отличие от олигофрении деменция возникает на более поздних этапах онтогенетического развития (после 2-3 лет) в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, поэтому в морфологической и клинической картине поражения нервной системы доминируют явления повреждения.

- В отличие от олигофрении наблюдается парциальность нарушений психических функций. (при олигофрении - тотальность нарушений).

- Деменция носит прогредиентный характер.

Органическая деменция.

Ее причинами являются инфекционные, травматические, интоксикационные поражения головного мозга, дегенеративные заболевания центральной нервной системы, нарушения обменных процессов. Органическая деменция чаще возникает при поражении мозга в возрасте после 1,5-2 лет, когда значительная часть мозговых структур уже является достаточно сформированной, поэтому патогенный агент действует как фактор, не только препятствующий их дальнейшему формированию, но и повреждающий данную структуру и связанные с ней функции.

По динамике слабоумия различают резидуальную органическую и прогрессирующую деменцию.

Резидуальная органическая деменция обусловлена остаточными явлениями перенесенных органических поражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

Прогрессирующая деменция связана с текущими органическими процессами в головном мозге (воспалительными, дегенеративными, атрофическими, дефектами обмена). Для органической деменции характерна парциальность интеллектуальных расстройств. В зависимости от преимущественной локализации повреждения одни из интеллектуальных функций могут быть нарушены значительно, другие – оставаться относительно сохранными. Одно из центральных расстройств при органической деменции – изменения личности, нарушения критичности.

Эпилептическая деменция (эпилептическое слабоумие) – наблюдается при эпилептической болезни – органическое заболевание мозга приобретенного, а чаще врожденного генетически обусловленного характера. Характерна триада симптомов: эпилептические припадки; специфические особенности мышления; специфические особенности ЭВС.

Шизофреническая деменция - представляет собой прогрессирующее психическое заболевание, этиология и патогенез которого до настоящего времени являются предметом разнообразных исследований. Генетические данные указывают на значительную роль наследственного фактора.

В клинико-психологической структуре шизофрении различают основные (негативные) и дополнительные (продуктивные) симптомы.

К негативным симптомам, отражающим деструктивную сущность болезненного процесса, относят:

аутизм – ослабление связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость, отсутствие потребности в контактах с окружающими, предпочтение мира фантазий, аутистических игр и интересов;

эмоциональные изменения – неадекватность эмоциональных реакций, ослабление эмоциональных связей с близкими, снижение живости и яркости эмоций и переживаний, постепенное эмоциональное оскуднение, утрата единства личности;

нарушения мышления – сначала в виде его вычурности, парадоксальности, символичности, склонности к резонерству с последующей тенденцией к ослаблению суждений, интеллектуальной непродуктивности.

2 блок 8 вопрос Психологическая диагностика личностных особенностей.

Характеризуя человека в жизни, мы часто употребляем слово «личность». Личность — это психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют наиболее важные и устойчивые психологические черты человека, помогающие нам лучше понять его поступки.

Личность — это то, что определяет индивидуальность человека. Это доминирующие черты характера, преобладающие мотивы поведения, то, что человек приобретает при жизни в результате обучения и воспитания. Это и привычки человека, и его отношение к себе, к людям, и его чувства, и те социальные роли, которые он берет на себя в жизни.

Таким образом, личность с психологической точки зрения включает очень многое в человеке, практически все, за исключением познавательных процессов: ощущений, внимания, воображения, памяти, мышления и речи — да и это некоторые психологи включают в понятие личности.

Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых индивидуальных психологических качеств человека.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки убеждения и отношения людей.

Тесты личности (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на:

- проективные тесты,

- личностные опросники и

- тесты деятельности (ситуационные тесты).

Типологические опросники - метод, разработанный на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт или факторов.

- "Миннесотский многоаспектный личностный опросник" (MMPI). Состоит из 550 утверждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими. Испытуемый в каждом случае решает, верно или неверно данное утверждение его характеризует, Оценка результатов проводится по 10 основным и трем оценочным шкалам.

- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Опросник включает 25 таблиц-наборов («Самочувствие», «Настроение» и т.д.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов.

- Опросник Шмишека. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуации личности: Демонстративный, Педантичный, застревающий, возбудимый, Гипертимический, Дистимический, тревожно-боязливый, Циклотимический, Аффективно-экзальтированный, Эмотивный.

- Просник Леонгарда. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Время ответов не ограничивается.

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт (качеств) личности. В этом случае непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросников. Такой подход требует группировки личностных признаков, а диагностика осуществляется по степени выраженности черт (качеств) личности. Примером опросника черт личности является 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16 ФЛО).

- Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. Опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: