Тифло психология как наука о закономерностях психического развития лиц с глубокими нарушениями зрения

Тифлопсихология - это самостоятельная отрасль психологической науки. А.Г. Литвак называет предметом тифлопсихологии психику лиц с глубокими нарушениями зрения. Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих тем, что, помимо общечеловеческой субъективности ее проявлений, на закономерности формирования психических функций и личностных особенностей влиянию нарушения зрения, которые маскируют и искажают ход развития.

Задачи тифлопсихологии:

· Изучение механизмов компенсации слепоты и слабовидения;

· Выявление потенциальных возможностей лиц с нарушениями зрения;

· Разработка психологических основ коррекционно-педагогической работы с людьми с нарушениями зрения;

· Разработка психологических основ интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

Тифлопсихология заимствует методы из общей психологии и модифицирует их с учётом своих потребностей. К методам относятся: лабораторный и естественный эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности, социометрия.

Первая попытка дать характеристику психической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д.Дидро в книге «Письма о слепых в назидании зрячим».В середине 80-х годов XIX в. Осуществляются первые экспериментальные исследования психики слепых. В 30-ых годах XXвека было дано обоснование тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

Впервые в дефектологии марксистская интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была дана Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате социальную ненормальность поведения. Наиболее существенным для тифлопсихологии явилось положение Л.С. Выготского о дивергенции (расхождении) культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и возможности ее преодоления на основе создания и использования обходных путей культурного развития в процессе обучения и воспитания. Большое значение для тифлопсихологии имела также выдвинутая Выготским теория соотношения созревания и развития, согласно которой “натуральные” формы психических функций связаны с созреванием, а “культурные” - с развитием, овладением ребенком человеческой культурой. Основой компенсации дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей (например, применения рельефно точечною шрифта при обучении письму и чтению).

Крогиус(работы 1906-1926) исследовал слуховое восприятие, автор делает вывод, что у слепых оно совершеннее, чем у зрячих. По мнению автора, слепые большей частью люди не двигательно-осязательного типа, а слухового типа. Исследовал «шестого чувства» слепых, т. е. возможности ощущать препятствия на расстоянии. По мнению автора, слепые ощущают препятствия на расстоянии в результате деятельности одного из сохранных органов чувств - температурная рецепция. По А.А. Крогиусу, несоизмеримо более часто, чем отрицательные, при слепоте развиваются, причём более быстрыми темпами нежили в норме, положительные свойства личности, достигают более высокого уровня высшие, или, как он их называет, интеллектуальные психические функции, например: произвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление.

Значительный вклад в тифлопсихологию послевоенного периода внесла М. И. Земцова. В ее работе «Пути компенсации слепоты» был обобщен накопленный к этому времени фактический материал, сделан ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показана диалектика взаимоотношений двух основных факторов компенсации биологического и социального.

Профессор А.Г.Литвак разрабатывает теоретические основы тифлопсихологии, теорию компенсации зрительного дефекта и его последствий, раскрывает особенности реабилитации поздноослепших.

В современной России также написан целый ряд фундаментальных работ которые определяют развитие тифлопсихологии среди них:

  • Кручинин В.А. «Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения»;
  • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушенным зрением.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: