Понятие умственной отсталости с точки зрения "потолка развития", "моральной дефективности", "атавизма" и др. Раскрытие основных понятий умственной отсталости: стойкость нарушения познавательной деятельности, тотальность поражения центральной нервной системы, недоразвитие и патология эмоционально-волевой сферы, длительность в нарушении темпа психического развития. Проблема форм и степени умственной отсталости.
Общие закономерности нормального психического развития и развития при умственной отсталости. Соотношение биологического, социального и аномального факторов при интеллектулаьных нарушениях.
Особенности развития психики у умственно отсталых детей. Соотношение первичного, вторичного, третичного отклонения в развитии. Возможности развития психики умственно отсталых (Л.С.Выготский, В.Г.Пет-
рова, В.Г.Морозова, Т.Н.Головина, С.Я.Рубинштейн, Г.М.Дульнев, Ж.И.Шиф, М.С.Певзнер и др.).
Сознание и самосознание умственно отсталых. Соотношение индивидуального и общественного сознания у умственно отсталых.
|
|
Развитие самосознания при умственной отсталости. Внутренняя картина "болезни" при нарушенном интеллекте. Формирование самооценки и уровня притязаний. Проблема критичности при умственной отсталости.
Формально-динамические и содержательные характеристики личности умственно отсталых. Соотношение типов высшей нервной деятельности, темперамента, характера, направленности личности. Влияние общего интеллектуального недоразвития на характеристики личности. Личностные акцентуации при умственной отсталости. Проблема вредных привычек.
Особенности эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых.
Особенности эмоций и чувств у умственно отсталых. Трудности интеллектуальной регуляции эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых. Недифференцированность, полярность, неадекватность, инертность, дисгармоничность в развитии как патологические проявления настроений. Незрелость, недоразвитие, неустойчивость волевых процессов при умственной отсталости. Упрямство, негативизм, несамостоятельность, легкая внушаемость.
Патология волевых процессов: абулия, гипобулия, гипербулия. Кор-рекционное значение развития эмоционально-волевых процессов у умственно отсталых.
Деятельность лиц с проблемами в развитии