Горький до октября

М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.

Главное, что характеризует раннее творчество Горького, - это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык. И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе. Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В ранний период творчества А.М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси. Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти. Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора.

Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль. Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: «Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я?..».

Главная героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры. Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок. Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу. Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой. Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни

На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль. Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко. В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко. Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, - зачем он, в чем состоял смысл его жизни?

Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества. И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к «счастью битвы», свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа.

Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Совсем иное влечет Сокола. Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В «Песне о Соколе» М. Горьким воспевает «безумство храбрых», но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени. В «Песне о Соколе» автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.

Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня. Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер. Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.

Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения — романтические песни и легенды — оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом.

Красивы герои этих рассказов. И не только внешне— они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл. Герои ранних произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны (“Песня о Соколе”, легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко).

Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ “Старуха Изергиль” (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли, звучат слова старухи Изергиль: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые... не понимают жизни, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”. Эти слова проясняют смысл легенды о Ларре, помогают лучше понять мятежную душу Изергиль, и от них тянется ниточка повествования к легенде о смельчаке Данко. Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая трагическую тень на ее собственную жизнь.

Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе, но мысль о том, что счастливым становится человек, отдавший жизнь за народ, — это было тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне XX, революционного, столетия.

Мещанство, осторожное, серое, рутинное, вечно боящееся, “как бы чего не вышло”, запирающееся в беликовский “футляр” или в нору премудрого пескаря, всегда стояло на пути смелых и гордых, тормозило движение вперед. Именно его обличает Горький образом “осторожного человека”. Но “осторожный человек” просчитался — навсегда сохранилась память о бессмертном подвиге Дан ко, и его сердце засверкало тысячами искр в красивой легенде, созданной человеческой фантазией, перед которой меркнет серая и будничная действительность.

В 1895 году Горький пишет свою “Песню о Соколе”. В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию: “Рожденный ползать — летать не может”. В этом произведении Горький поет песню “безумству храбрых”, утверждая его как “мудрость жизни”.

Горький считал, что с организацией “здорового трудящегося народа — демократии” утвердится особая духовная культура, при которой станет “жизнь — радостью, музыкой; труд — удовольствием”. Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье “жить на земле”, где должна наступить “новая жизнь в новом веке”. Такое романтизированное ощущение эпохи и выразила “Песня о Буревестнике” (1901). В этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе “гордой птицы” сосредоточены все дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе воистину небывалые способности: взмыть ввысь, “пронзить” мрак, призвать бурю и насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря — как их реализация.

Всюду и всегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого бытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено пробуждение человеческой души — самое прекрасное, чему всегда поклонялся писатель.

Любовь к сильной личности, противостояние героев и толпы, ненависть к мещанскому быту, красота природы — вот основные идейные мотивы ранних произведений писателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: