Привлечение испытуемых, имеющихся в наличии

Если в эксперименте участвуют не случайно отоб­ранные представители популяции, а уже имеющиеся в наличии, будь то специально привлеченные испытуемые («заложники») или добровольны, то вопрос о репрезен­тативности выборки становится весьма серьезным. Мы его уже рассматривали, когда обсуждали репрезента­тивность группы курсантов-летчиков набора одного года по отношению к наборам будущих лет. То же от­носится и к воображаемому эксперименту с обучением испанскому языку. Могут ли 100 участников экспери­мента представить всех будущих студентов, которые будут учить испанский? Часто такие ситуации доста­точно постоянны, и поэтому подобные проблемы не слишком серьезны.

дает пятую и последнюю схему эксперимента с межгрупповым сравнением— случайный отбор групп с вы­делением слоев. В эксперименте с мысленной трениров­кой основанием для выделения слоев могут быть, на­пример, оценки курсантов в тестах на пространственное воображение. Тогда по высоким, средним и низким оценкам в популяции из S10 курсантов можно было бы выделить три слоя по 270 в каждом. Из каждого тако­го слоя можно отобрать по 5 испытуемых для каждого try двух условий и, таким образом, получить выборку из 30 человек.

Если основание выделения слоев (здесь — оценка в тесте на пространственное воображение) связано с изучаемым видом деятельности (здесь—обучение са­жать самолет Т-37), то данная процедура дает крупное преимущество. При одном и том же количестве испы­туемых она обеспечит лучшую представленность по­пуляции, и это повысит внешнюю валидность экспери­мента. А поскольку применяется схема эксперимента с межгрупповым сравнением, то внутренняя валидность тоже будет выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: