Связь внешней и внутренней валидностм при отборе из популяции

Схема межгруппового сравнения. При использовании схемы эксперимента, которая применялась в исследо­вании с мысленной тренировкой, когда разные экспе­риментальные условия даются разным группам испы­туемых, существует связь между внешней и внутренней валидностью. Если не только вся выборка, но и отдель­ные группы испытуемых, отобранные для каждого из условий, достаточно хорошо представляют изучаемую популяцию, то эти группы можно считать эквивалент­ными. Едва ли они будут соответствовать популяции, не будучи подобными одна другой. Поэтому в экспери­ментах данного типа достижение внешней валидности (в отношении испытуемых) обеспечивает один из важ­ных аспектов внутренней валидности. Ведь основным

источником нарушения внутренней валидности в экспе­рименте с межгрупповым сравнением являются разли­чия между испытуемыми каждой группы.

Напротив, для достижения внутренней валидностй эксперимента, т. е. уравнивания групп испытуемых, участвующих в каждом из условий, вовсе не обязатель­но, чтобы эти испытуемые были представительной выборкой исследуемой популяции. Предположим, что для эксперимента отобрали тех 30 курсантов, которые пер­выми вошли в класс для занятий. После этого их мож­но разделять на две группы с помощью любого ранее описанного приема, в том числе путем случайного рас­пределения, но представительной выборкой популяции курсантов они все равно не станут. Таким образом, мы видим, что подобие групп по индивидуальным характеристикам еще ничего не говорит о представимости по­пуляции. Внешняя валидность эксперимента обеспечи­вает его внутреннюю валидность, но обратное отноше­ние не сохраняется.

Схема интраиндивидуального сравнения. В экспери­менте с сообщениями о ценах можно было бы исполь­зовать интраиндивидуальную схему. Каждый испытуе­мый мог бы пройти все три экспериментальных условия. Но между внешней и внутренней валидностью такого эксперимента не будет абсолютно никакой связи. Если выборка испытуемых хорошо представляет популяцию, то достигается высокая внешняя валидность. Однако внутренняя валидность индивидуального эксперимента нарушается главным образом за счет влияний предшест­вующих проб, различия задач и изменчивости поведения во времени. На представительность выборки эти фак­торы не влияют. Так что даже если тщательно контро­лировать их, это все равно не позволит улучшить репре­зентативность выборки, т. е. внешнюю валидность экс­перимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: