Основные теории происхождения государства

Марксистская теория возникновения Г и П.

Согласно маркс.тип. госуд. делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений-восстаний.

Феодальное Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии.

Буржуазное В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из 2 классов - буржуазии и рабочих. Для более эффект. развития рын. отнош. в государствах формируются банковские системы. Буржуазное государство - это, прежде всего, распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Троций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 - 1783), Жан-Жак Руссо (1712 -1778) - французские философы-просветители; А.Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов в основе государства лежит так называемый "общественный договор''. Смысл идеи "общественного договора" в следующем: первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии; каждый преследовал только свои интересы, не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех"; в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя; чтобы этого не случилось, люди заключали "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной зашиты - государство.

Положительное значение: были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; сделан шаг к созданию гражданского общества; фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу; госу.структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства -народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие обязанности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни людей, защищает от внешней опасности; в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность: "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; этот д-р маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга.

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: вечны; незыблемы; святы; их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека; являются выразителями воли Бога на земле. Достоинства данной теории: укрепление гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским воинам, переделу власти и собственности. Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

Теория насилия возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) -австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938) - один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.По мнению данных авторов, госуд. возникло путем насилия: одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства; одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика). Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством; сбор дани дружинниками; расширение подвластных королю (феодалу) территорий; огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий); иные формы насилия.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство, а именно: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван Ш, Иван IV (Грозный) и др.). Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). по мнению ее авторов, госуда. возникает по модели семьи (то есть государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов-семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теорииможно отнести то, что она: способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: