Описывали Пешковский и Петерсон (Очерки синтаксиса русского языка)

Пешковский(Русский синтаксис в научном освещении) предложил определить критерии противопоставления, в итоге была сформулирована система.

Основа связи: в основе подчинит связи активная валентность:способность главного подчинять зависимое.

У соединительных компонентов 2 требования: 1. соподчиненность или потенциальная соподчиненность(т.е. должны подчиняться 1 общему компоненту или возможность их подчинить третьему компоненту), 2. Однородность(замещают 1 валентность третьего слова).

2. Функция связей: подчинительная связь служит для качественного усложнения предложения, с помощью ввода новых компонентов ситуации: слегка за шалости+и лень бранила. Сочинительная связь ведет только к количественному усложнению, т.е. к дублированию уже введенного компонента. Простые предложения с сочинит связью можно развернуть в сложно-соч предложения и поэтомунекоторые исследователи считают, что сочинит связь приводит к новой ситуации: он шел в универ и на лекции-он шел в универ и он шел на лекции.

3. Сформулировал Пешковский(он у Степановой под вопросом): симметричность(обратимость по Пеш) и несимметричность(необратимость по Пеш). Подчинительная связь выражает несимметрич отношения: а->б не = б->а. То есть перемена их местами невозможна, это приведет к изменению смысла: учитель брата, брат учителя. А соч связь-обратима: дамы и господа, господ и дамы. Однако последовательно этот критерий не соблюдается: брат с сестрой разговаривают(комитативные-совместные действия). Мы вошли в комнату, которая была очень светлой. Комната, в которую мы вошли, была очень светлой. Симметрич союз-и, то то. Несимметрич: а,но, не только,но и.

Свертывание. Видеть синее небо- мы можем свернуть тока в одну сторону, убрать тока один компонент- синее. А в сочинении можно свернуть в любую сторону: видеть небо и землю.

Развертывание. Встретить учителя сесты- реагирует только 1 компонент-главное слово и выражает свою зависимость третьему слову. Встретить сестру и учителя-лба компонента реагируют одинаково.

Выражение связи. А) место показателя связи: при подчинении всегда маркируется зависимый компонет, а в сочинении показатель связи либо между компонентами, либо при каждом компоненте. Б) средство связи: подчинение мб выражено или имеющимися средствами выражения(флексии, предлоги, интонации, порядок слов), а сочинение только средствами: союзами и интонацией. Соч связь выражается одинаково в простом и сложном предложении, а подчинит –нет.

5. Сочинительная связь, средства ее выражения. «Однородность» сочиняемых компонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: