Мотивация связана с характером и содержанием работы и зависит от:
§ гигиенических факторов (“факторы здоровья”) - связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включает в себя: стиль руководства, статус, правила, распорядок и режим работы, зарплату, отношения с коллегами и подчиненными;
§ мотивирующих факторов (“факторы удовлетворители”) - связаные с самим характером и сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.
Вывод: для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических факторов, но и этих мотивирующих факторов.
Все 4 теории мотивации основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации.
Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания Виктора Врума.
В соответствии с этой теорией мотивация зависит от трёх факторов:
§ Ожидание возможного результата.
|
|
§ Ожидаемого вознаграждения от этого результата.
§ Ожидаемой ценности вознаграждения.
Схематично эту теорию можно представить формулой:
Ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты * ожидаемая ценность вознаграждения * ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение = МОТИВАЦИЯ (1*2*3 = мотивация)
Вывод: менеджер должен представлять потребности работников и предлагать им адекватное вознаграждение. причем для эффективной мотивации менеджер должен установить четкое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.
Теория справедливости Стейса Адамса (теория равенства)
Эта теория, объясняя мотивацию, утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия и сопоставляет его с вознаграждением других людей.
Практический вывод из теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремится уменьшить интенсивность труда.