Одним из важнейших условий достижения целей организации является обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления в эффективности их действий.
Для успешного достижения целей необходимо осуществить:
§ стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);
§ мотивация т.е. создание у работников внутренних побуждений к труду.
Мотивация – процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации, как средства удовлетворения их собственного желания.
Основные составляющие мотивации:
§ потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
§ вознаграждение - это все, что человек считает для себя ценным.
Потребности могут разделяться на:
§ физиологические (еда, вода, жилье, отдых, секс и т.д.)
§ психологические (успех, власть, уважение и т.д.)
Вознаграждения могут быть:
§ внутреннее – от самого труда, от общения
§ внешнее – зарплата, дополнительные выплаты, льготы
Все теории мотивации подразделяются на 2 категории:
1. Содержательные – теории мотивации, ориентированные на определенные потребности и связанные с ними факторы, определяющие поведение людей.
2. Процессуальные – базируются на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Содержательные теории мотивации