Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегический менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.
Стратегический менеджмент – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Стратегический план фирмы определяет, какими именно направлениями (программами, производствами) она будет заниматься, исходя из имеющихся ресурсов, и излагает задачи этих направлений.
|
|
Стратегический менеджмент — теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей. Стратегии могут быть обоснованными только в случае применения к их разработке научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации. Для выработки конкурентоспособных стратегических решений следует к процессу их разработки применять системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, оптимизационный, административный, поведенческий, ситуационный и другие подходы.
Функции стратегического менеджмента должны целенаправленно реализовывать руководители для достижения конкурентоспособной стратегии организации. Дальше эта стратегия должна осуществляться (воплощаться, материализовываться) в рамках инновационного, производственного и других видов функционального менеджмента. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? каков прогнозный результат реализации стратегии?
Ответ на все три вопроса дает стратегический менеджмент. Основной целью стратегического менеджмента является достижение (в нормативах) оптимального уровня эффективности и конкурентоспособности товаров и организации в целом. Поскольку стратегический менеджмент является частью (началом) реформирования организации, то на него распространяются все принципы целого — реформирования.
На основе результатов стратегических маркетинговых исследований, прогнозирования будущих потребностей и ценностей, научно-производственных и финансовых возможностей производителя, стратегической сегментации рынка разрабатывается стратегия организации в нормативах.
Главной целью стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации в целом, не уступающих достижениям главных конкурентов в период выхода с новым товаром на рынок Будет высокая конкурентоспособность товаров организации на внешних и внутренних рынках — будут и хорошая прибыль, и средства для развития организации. Определяющим фактором конкурентоспособности товара является его качество (весомость равна четырем из десяти). Важнейшим вопросом управления циклами развития товара является определение системы, в которой происходят эти процессы. Основные этапы жизненного и воспроизводственного циклов товара, цикла его прибыльности в пространстве и во времени проходят в рамках системы менеджмента фирмы-производителя.
|
|
Цели организации
Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится?
Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность
Значимость целей для организации:
- являются исходной точкой планирования
- выполняют организующую роль
- на их основе производится распределение ресурсов
- на них базируется система мотивирования
- на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом
Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели.
Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.
Краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в течении одного года.
В любой организации складывается иерархия целей.
Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал.
Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом.
Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей.
Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.
Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений).
Требованию к установлению целей:
- достижимость
- гибкость (возможность корректировки)
- измеримость (возможность количественного измерения)
- конкретность
- совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным)
- приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации
Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования.
Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения
Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных.
|
|
Система управления должна ориентироваться на достижение всех целей, стоящих перед организацией.
Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры.
Сущность и типы стратегий
Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом организация намерена достичь поставленных целей.
Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей.
Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации.
Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы:
-каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности)
-оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д.
производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью.
Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию.
Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д.
Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов:
1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды
2. формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий
3. расчёт предпринимательских рисков
4. окончательное принятие стратегии организации