double arrow

Песнь третья

Врата Ада. - Ничтожные - Ахерон. - Челн Харона

1-9. Надпись на вратах Ада. По христианской мифологии, ад сотворен

триединым божеством: отцом (высшей силой), сыном (полнотой всезнанья) и

святым духом (первою любовью), чтобы служить местом казни для падшего

Люцифера (А., XXXIV, 121-126). Он создан раньше всего преходящего. Древней

его - лишь вечные созданья (небо, земля и ангелы), и он будет существовать

вечно.

Данте изображает Ад как подземную воронкообразную пропасть, которая,

сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опоясаны концентрическими

уступами, "кругами" Ада.

37. И с ними ангелов дурная стая - которая, когда восстал Люцифер, не

примкнула ни к нему, ни к богу.

42. Иначе возгордилась бы вина. - Грешники, казнимые в глубинах Ада,

возгордились бы своим злодейством, видя рядом с собой этих ничтожных.

59-60. Кто от великой доли отрекся в малодушии своем - папа Целестин V,

который был избран в 1294 г., семидесяти девяти лет от роду, и через пять

месяцев, тяготясь своим саном, сложил его с себя.

77 Ахерон. - Реки античной преисподней протекают и в Дантовом Аду. В

сущности, это один поток, образованный слезами Критского Старца и

проникающий в недра земли (А., XIV, 94-142) Сначала он является как Ахерон

(греч. - река скорби) и опоясывает первый круг Ада. Затем, стекая вниз, он

образует болото Стикса (греч - ненавистный), иначе - Стигийское болото, в

котором казнятся гневные (А, VII, 100-116) и которое омывает стены города

Дита, окаймляющие пропасть нижнего Ада (А., VIII, 67-75). Еще ниже он

становится Флегетоном (греч. - жгучий), кольцеобразной рекой кипящей крови,

в которую погружены насильники против ближнего (А, XII, 46-54) Потом, в

виде кровавого ручья, продолжающего называться Флегетоном (А., XIV, 134 и

прим), он пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь

(А., XIV, 76-90, XV, 1-12). Отсюда шумным водопадом он свергается вглубь

(А., XVI, 1-3; 94-105), чтобы в центре земли превратиться в ледяное озеро

Коцит (греч. - плач) (XIV, 119; XXXI, 123; XXXII, 22-30; XXXIV, 52). Лету

(греч. - забвение) Данте помещает в Земном Раю (А., XIV, 136-138), откуда ее

воды также стекают к центру земли (А., XXXIV, 127-132; Ч, I, 41), унося с

собою память о грехах; к ней он добавляет Эвною (Ч., XXVIII, 121-133;

XXXIII, 112-114).

83. Старик - Харон, перевозчик душ античной преисподней (Эн., VI,

295-330). В Дантовом Аду он превратился в беса (ст. 109)

92. Челнок полегче должен ты найти. - Харон, зная, что Данте не осужден

на адские муки, считает, что ему подобает место в том легком челне, в

котором ангел перевозит души к подножию Чистилища (Ч., II, 13-51).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: