Круг седьмой - Третий пояс (продолжение) - Насильники над естеством
(содомиты)
4-6. Когда три тени отделились вдруг... - Эта новая толпа, судя по трем
отделившимся от нее теням, состоит из людей военных и государственных
деятелей.
19-20. Былое возобновили пенье - то есть стоны боли.
21. Они кольцом забегали - потому что им воспрещено останавливаться
(А., XV, 37-39).
37. Гвальдрада - дочь Беллинчоне Берти деи Равиньяни (Р., XV, 112),
жена графа Гвидо Старого, родоначальника графов Гвиди (умершего в 1213 т.),
которая вошла в предание как образец древнефлорентийской добродетели и
чистоты нравов.
38-45. Гвидо Гверра, граф Гвиди, Теггьяйо Альдобранди дельи Адимари и
беседующий с Данте Якопо Рустикуччи - флорентийские гвельфы, прославившие
себя в середине XIII в. О судьбе двух последних Данте осведомлялся у Чакко
(А., VI, 79-84).
63. К средоточью - то есть к центру земли.
70-72. Гульельмо Борсиере, недавно принесший старым воинам "нерадостный
рассказ" об их отечестве, - флорентиец, пользовавшийся большим влиянием во
|
|
многих знатных домах Италии.
94-101. Как та рука... - река Монтоне. На пространстве от горы
Монте-Везо (Монвизо) в Пьемонте, где берет начало По, к востоку (в сторону
рассвета) это первая из рек, стекающих с Апеннинского хребта, которая ведут
"свой ход", то есть впадает не в По, а прямо в Адриатическое море. Возле
монастыря и селения Сан-Бенедетто Горного она образует водопад.
102. Где тысяча вместилась бы вполне. - Одно из старых толкований
гласит: "Этот богатый монастырь мог бы вместить тысячу монахов или бедных,
но его доходами пользуется немногочисленная братия".
106-114. Веревка. - Одни из старых комментаторов видят в ней эмблему
коварства, при помощи которого Данте в былое время думал "поймать рысь", то
есть обольщать женщин (рысь - сладострастие; А., I, 32). Другие, наоборот, -
эмблему воздержания, которым он хотел "поймать рысь", то есть одолеть
сладострастие.
128. Моей Комедии. - Называя свою поэму комедией (здесь и А., XXI, 2),
Дате пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в
письме к Кангранде, - всякое поэтическое произведение среднего стиля с
устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке;
трагедия-всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и
спокойным началом и ужасным концом. Поэтому у Данте Вергилий называет свою
"Энеиду" трагедией (А., XX, 113). Наименование "Божественная" было придано
Дантовой Комедии уже впоследствии, как дань восхищения.