double arrow

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ. Выход из Ада к подножию горы Чистилища


Выход из Ада к подножию горы Чистилища

4. Второе царство - то есть Чистилище. Данте изображает его в виде

огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид

усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют

Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно

Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного

Рая.

7. Мертвое... песнопенье - потому что описывало область вечной смерти -

Ад.

9-12. Пусть Каллиопа... - Девять дочерей фесалийского царя Пиера,

Пиериды, дерзнули состязаться с музами в искусстве песнопения, но были

посрамлены и превращены в сорок. На стороне муз выступала Каллиопа, муза

эпической поэзии, старшая из девяти муз (Метам., V, 294-678).

19-21. Маяк любви, прекрасная планета - то есть Венера, затмевающая

своей яркостью созвездие Рыб, в котором она находилась.

22. К остью - то есть к небесному полюсу, в данном случае южному.

23-27. Четыре звезды (Ч., VIII, 91-92; XXXI. 106) символизируют четыре

"основные" ("естественные") добродетели древнего мира (мудрость,

справедливость, мужество и умеренность).




24. Первых озарял людей - то есть Адама и Еву, обитавших в Земном Раю.

29. К остью полуночи - в сторону Северного небесного полюса.

30. Колесница - Большая Медведица, скрытая за горизонтом.

31. Некий старец - Катон Младший Утический (95-46 гг. до н. э.),

государственный деятель последних времен Римской республики, который, не

пожелав пережить ее крушение, покончил с собой (в городе Утике - см. ст.

74). Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого, по мысли

поэта, дух обретает свободу (Ч., XXVII, 140-142).

41. Слепой водопад - подземный ручей, вдоль которого поэты поднимались

из Ада.

42. Оперенье - величавая борода Катона.

58. Последний вечер - то есть смерть. В стихах 59-60 имеется в виду

духовная смерть, угрожавшая заблудшему.

71. Он восхотел свободы - духовной свободы, которая достигается

посредством нравственного очищения. Этой свободе, не осуществимой без

свободы гражданской, Катон посвятил и отдал жизнь (ст. 73-75).

75. В грозный день - то есть в день Страшного суда.

77. Минос. - Вергилий, как обитатель Лимба, не подвластен Миносу.

78. И круг мой - тот, где Марция твоя... - Лимб, где обитает Марция,

жена Катона (А., IV, 128).

80. Считать ее своей. - Катон уступил Марцию своему другу Гортензию,

после смерти которого она снова вернулась к Катону, желая умереть "его

Марцией".

82. Твои семь царств - то есть семь кругов Чистилища.

88. Зловещий вал - волны Ахерона, окаймляющего Ад.

89. Изведенный силою чудесной - из Лимба (А., IV, 46-63).

94. Тростьем опояшь его - тростником, символом смирения.

98. Первому из слуг - ангелу-привратнику (Ч., IX, 76-84).







Сейчас читают про: