double arrow

ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. 1-3. Язык Вергилия, ужаливший Данте упреком и вызвавший на его лице


Колодец гигантов

1-3. Язык Вергилия, ужаливший Данте упреком и вызвавший на его лице

краску стыда, сам же исцелил его душевную рану утешением

4-6. Копье Ахилла, унаследованное им от его отца Пелея, наносило раны,

которые могли быть исцелены только вторичным ударом того же копья.

7. Мы шли равниной - отделяющей десятый ров Злых Щелей от центрального

колодца (см. прим. А., XVIII, 1-18).

16-18. В плачевной сече... - Старофранцузская "Песнь о Роланде"

рассказывает, что, когда Великий Карл возвращался из похода в Испанию, его

племянник Роланд (Орланд) подвергся в Ронсевальской долине нападению

сарацинских полчищ. Зовя на помощь, Роланд с такою силой затрубил в рог, что

у него лопнули жилы на висках. Карл услышал его далеко за горами, но было

уже поздно.

41. Монтереджоне - замок в Сьенской области. Он стоит на холме, и стена

его была увенчана четырнадцатью башнями.

44-45. Гиганты (греч. миф.), пытавшиеся приступом взять небо и

низвергнутые молниями Дня (Зевса).

46-81. Уже я различал у одного... - Это Немврод (ст. 77) из библейской

легенды, царствовавший в земле Сеннаар, который замыслил построить башню до




небес, что привело к смещению прежде единого языка, и люди перестали

понимать речь друг друга (Ч., XII, 34-36). Данте уделяет ему участь

богоборцев-гигантов.

59. Шишка в Риме близ Петрова храма - сосновая шишка, отлитая из

бронзы, высотою около четырех метров, снятая с мавзолея Адриана и во времена

Данте стоявшая перед базиликой святого Петра.

63. Три фриза. - Фризы (германское племя, обитавшее на побережье

Северного моря) считались в средние века самым рослым из народов земли.

70-75. Ты лучше в рог звени... - В Библии Немврод назван звероловом.

Звук его рога и слышал Данте на пути к колодцу.

94. Эфиальт - исполин, вместе со своим братом Отом пытавшийся взять

приступом небо.

98. Бриарей - гигант, сраженный молнией Зевса (Ч., XII, 28-30).

Вергилий изображает его в "Энеиде" (X, 565-568) сторуким исполином; здесь же

(ст. 103-105) он описывает его похожим на человекообразного Эфиальта.

113-121. Антей - сын Посейдона и Геи (Земли), обитавший (Лукан,

"Фарсалия", IV, 583-660) в пещере, в Баградской долине, близ Замы. Он

питался мясом пойманных им львов. Прикосновение к матери-Земле наделяло его

новой силой, но Геракл (Алкид, ст. 132) одолел его, приподняв и сдавив

насмерть. Во Флегрейской битве гигантов с богами (А., XIV, 58 и прим.) Антей

не участвовал, потому что родился позже. Чтобы задобрить его, Вергилий

говорит, что если бы в этом бою участвовал Антей, то его братья-гиганты,

сыны Земли, одержали бы победу над богами.

124. Чудовище Тифей (или Тифон) пытался одолеть Зевса, но был сброшен в

преисподнюю и накрыт горою Этною, откуда, лежа, связанный, он изрыгает пламя

(Метам., V, 346-358). Гигант Титий, оскорбивший Латону, пал от молнии Зевса

или от стрел Аполлона и Артемиды-Дианы.

136. Гаризенда - наклонная башня в Болонье. Когда облака бегут

навстречу ее наклону, то глядящему снизу кажется, что башня падает на него.







Сейчас читают про: