double arrow

ПЕСНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Круг второй (продолжение)


Круг второй (продолжение)

17. Фальтерона - горный хребет в Апеннинах.

32. Пелор - то есть мыс Фаро, северо-восточная оконечность Сицилии.

42. Цирцея - см. прим. А., XXVI, 91.

43-45. Свиная порода - обитатели Казентино, в особенности же графы

Гвиди, владетели Ромены и Порчано (см. прим. А., XXX, 61-90). Игра слов:

Porciano - porci (свиньи).

46-48. Дворняжки - аретинцы. Сначала Арно течет к югу, но неподалеку от

Ареццо круто поворачивает к западу, словно презрительно "воротит нос".

49-51. Волки - флорентийцы.

52-54. Лисицы - пизанцы.

58-66. Говорящий, романец Гвидо дель Дука (ст. 81), из равеннского рода

Онести, гибеллин (ум. в середине XIII в.), предсказывает своему собеседнику

и земляку Риньери да Кальболи (ст. 88-89) злодеяния его племянника Фульчери

да Кальболи, который, по приглашению партии Черных, займет в 1303 г.

должность подеста во Флоренции и подвергнет жестоким пыткам и казням

оставшихся в городе Белых и гибеллинов.

64. Скорбный лес - Флоренция.

88-89. А вот Риньер - романец Риньери да Кальболи, из Форлй,

представитель знатного гвельфского рода (умер в 1296 г.).

91. Кровь - то есть потомство.

92. Меж По и Рено, морем и горой - то есть в Романье.




97-108. Гвидо перечисляет романцев прежнего времени, которых он считает

образцами доблести.

112-114. Бреттиноро (Бертиноро) - городок между Форлй и Чезеной. Его

покинул славный род Манарди, владевший им.

115. Баньякаваль - замок графов Мальвичини, мужское потомство которых

пресеклось.

116-117. В замках Конъо и Кастрокаро жили свои владетельные графы.

118. Демон - Магинардо Пагани, прозванный "демоном" (см. прим. А.,

XXVII, 49-51).

121-123. Уголин де'Фантолин - род которого пресекся.

133. "Меня убьет, кто встретит!" - слова Каина богу, проклявшему его за

то, что из зависти он убил Авеля (Библия).

139. "Я тень Аглавры..." - Аглавра завидовала своей сестре Герсе,

которую любил бог Гермес, и тот превратил ее в камень (Метам., II, 708-832).

147. Смысл: "Нет пользы ни в поводьях (в сдерживающих примерах

наказанного греха), ни в вабиле (в заманчивых примерах награжденной

добродетели)". Вабило - см. прим. А., XVII, 128.







Сейчас читают про: