Песнь тринадцатая. Четвертое небо - Солнце (продолжение)

Четвертое небо - Солнце (продолжение)

4. Пятнадцать звезд - то есть любые пятнадцать ярчайших звезд.

7-9. Воз - то есть семизвездие Большой Медведицы, которое никогда не

короче, потому что всегда видимо полностью.

10-12. Устье рога - то есть две крайние звезды Малой Медведицы,

напоминающей рог; острие его идет от иглы устоя (от оконечности небесной

оси), вокруг которой вращается первый круг (Перводвигатель).

13-18. И что они - то есть что эти двадцать четыре яркие звезды

образуют в небе два знака, похожие на венец Ариадны, дочери Миноя (Миноса),

преображенный в созвездие (Метам., VIII, 174-182), и что эти два

концентрических венца вращаются в противоположных направлениях.

23. Кьяна - река в Тоскане, течение которой было во времена Данте очень

медленным.

25. Пеан - гимн Аполлону.

32. Тот свет - то есть Фома Аквинский.

34-36. Раз один из двух снопов... - Смысл: "Раз одно из твоих

недоумений (Р., XI, 25) устранено и в твоем уме осталась истина, я готов

разъяснить и второе (Р., XI, 26). Я сказал о Соломоне (Р., X, 114): "Такой

мудрец не восставал второй", и ты недоумеваешь: неужели он мудрее, чем Адам

и Христос, сотворенные не природой, а непосредственно божеством?"

37. Ты думаешь, что в грудь - то есть в грудь Адама.

38-39. Нежная щека - то есть щека Евы, небо которой, прельстившееся

запретным плодом, обрекло людей на страдания.

40. И в ту (грудь) - то есть в грудь Христа.

48. Душа - то есть душа Соломона, скрытая в пятом блеске среди

двенадцати мудрецов первого хоровода (Р., X, 109).

51. И средоточья в круге нет другого. - То есть у нас с тобой одно

мненье по этому вопросу, подобно тому как в круге возможен только один

центр.

52-81. Считая творение актом триединого божества, Данте показывает его

как действие то бога-отца (ст. 52-54), то бога-сына (ст. 55-63), то

бога-духа (ст. 79-81).

53-54. Мысль, Свет (ст. 55), Прозренье (ст. 79) - бог-сын. Всемогущий,

Светодавец (ст. 56), Сила (ст. 80) - бог-отец. Любовь - бог-дух.

59. Девять сущностей - то есть девять ангельских кругов.

67-68. Творящая его среда - влияние небес.

89. Его премудрость - то есть премудрость Соломона.

93. Услыхав: "Проси!"... - По библейской легенде, бог сказал Соломону:

"Проси, что дать тебе", и тот испросил себе разумное сердце, чтобы судить

народ.

97-98. В числе их непреложном, всех движителей - то есть сколько

имеется "движителей" небес (Р., II, 129 и прим.).

98-99. Можно ль заключить к necesse при necesse и возможном. - То есть

можно ли получить необходимое (necesse) заключение в силлогизме, где одна

посылка - необходимое, а другая - возможное.

100. Можно ль Primum motym допустить. - То есть вызвано ли мировое

движение первоначальным толчком (primus motys).

106. "Восставал" - см. прим. 34-36.

111. О праотце и о любимом нами - то есть об Адаме и о Христе.

125. Брис (или Брисон), Парменид, Мелисс - древнегреческие философы.

127. Савелий (III в.) и Арий (IV в.) - ересиархи.

139. Донна Берта или сэр Мартино - то есть первый встречный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: