Четвертое небо - Солнце (продолжение)
4. Пятнадцать звезд - то есть любые пятнадцать ярчайших звезд.
7-9. Воз - то есть семизвездие Большой Медведицы, которое никогда не
короче, потому что всегда видимо полностью.
10-12. Устье рога - то есть две крайние звезды Малой Медведицы,
напоминающей рог; острие его идет от иглы устоя (от оконечности небесной
оси), вокруг которой вращается первый круг (Перводвигатель).
13-18. И что они - то есть что эти двадцать четыре яркие звезды
образуют в небе два знака, похожие на венец Ариадны, дочери Миноя (Миноса),
преображенный в созвездие (Метам., VIII, 174-182), и что эти два
концентрических венца вращаются в противоположных направлениях.
23. Кьяна - река в Тоскане, течение которой было во времена Данте очень
медленным.
25. Пеан - гимн Аполлону.
32. Тот свет - то есть Фома Аквинский.
34-36. Раз один из двух снопов... - Смысл: "Раз одно из твоих
недоумений (Р., XI, 25) устранено и в твоем уме осталась истина, я готов
разъяснить и второе (Р., XI, 26). Я сказал о Соломоне (Р., X, 114): "Такой
|
|
мудрец не восставал второй", и ты недоумеваешь: неужели он мудрее, чем Адам
и Христос, сотворенные не природой, а непосредственно божеством?"
37. Ты думаешь, что в грудь - то есть в грудь Адама.
38-39. Нежная щека - то есть щека Евы, небо которой, прельстившееся
запретным плодом, обрекло людей на страдания.
40. И в ту (грудь) - то есть в грудь Христа.
48. Душа - то есть душа Соломона, скрытая в пятом блеске среди
двенадцати мудрецов первого хоровода (Р., X, 109).
51. И средоточья в круге нет другого. - То есть у нас с тобой одно
мненье по этому вопросу, подобно тому как в круге возможен только один
центр.
52-81. Считая творение актом триединого божества, Данте показывает его
как действие то бога-отца (ст. 52-54), то бога-сына (ст. 55-63), то
бога-духа (ст. 79-81).
53-54. Мысль, Свет (ст. 55), Прозренье (ст. 79) - бог-сын. Всемогущий,
Светодавец (ст. 56), Сила (ст. 80) - бог-отец. Любовь - бог-дух.
59. Девять сущностей - то есть девять ангельских кругов.
67-68. Творящая его среда - влияние небес.
89. Его премудрость - то есть премудрость Соломона.
93. Услыхав: "Проси!"... - По библейской легенде, бог сказал Соломону:
"Проси, что дать тебе", и тот испросил себе разумное сердце, чтобы судить
народ.
97-98. В числе их непреложном, всех движителей - то есть сколько
имеется "движителей" небес (Р., II, 129 и прим.).
98-99. Можно ль заключить к necesse при necesse и возможном. - То есть
можно ли получить необходимое (necesse) заключение в силлогизме, где одна
посылка - необходимое, а другая - возможное.
100. Можно ль Primum motym допустить. - То есть вызвано ли мировое
движение первоначальным толчком (primus motys).
106. "Восставал" - см. прим. 34-36.
111. О праотце и о любимом нами - то есть об Адаме и о Христе.
125. Брис (или Брисон), Парменид, Мелисс - древнегреческие философы.
127. Савелий (III в.) и Арий (IV в.) - ересиархи.
139. Донна Берта или сэр Мартино - то есть первый встречный.