Структура отчета по заданиям второго раздела:
1) Формулировка статистических гипотез (гипотезы должны быть сформулированы конкретно, т.е. с указанием конкретных выборок и признаков, анализируемых в соответствующем задании);
2) Расчет эмпирического значения по соответствующему критерию (в отчете должны быть приведены все промежуточные величины, расчет которых предусмотрен в алгоритме применения соответствующего статистического критерия);
3) Оценка статистической значимости (необходимо изображение оси значимости);
4) Вывод (вывод формулируется конкретно, он должен соответствовать поставленным в исследовании целям и задачам, формулировка которых приводится в упражнениях).
Задание 3. Непараметрические критерии различий для двух связанных выборок:
а) Критерий G -знаков;
б) Критерий T -Вилкоксона.
Эмпирические данные приведены в упражнениях 1 и 2 (см. приложение)
| ФИО | Задание 3-2*а (№1) | Задание 3-2*б (№2) |
| Агафьева Софья | 1-2 | 1-14 |
| Богатова надежда | 3-4 | 2-15 |
| Бурова Яна | 5-6 | 3-16 |
| Грибкова Татьяна | 7-8 | 4-17 |
| Зимина Марина | 9-10 | 5-18 |
| Зубкова Татьяна | 11-12 | 6-19 |
| Зудина Татьяна | 13-14 | 7-20 |
| Мочалова Светлана | 15-16 | 8-21 |
| Мунина Юлия | 17-18 | 9-22 |
| Новаева Наталья | 19-20 | 10-23 |
| Павликова Анна | 21-22 | 11-24 |
| Петрова Кристина | 23-24 | 12-25 |
| Раксопина Екатерина | 25-26 | 13-26 |
| Семина Дарья | 27-28 | 27-35 |
| Фахуртдинова Анастасия | 29-30 | 28-36 |
| Фомина Ангелина | 31-32 | 29-37 |
| Чеснокова Татьяна | 13-14 | 30-38 |
| Шокина Надежда | 7-8 | 31-39 |
| Якимова Анастасия | 3-4 | 32-40 |
Упражнение 1. Эмоциональное выгорание и его психокоррекция
В целях определения эффективности новой программы краткосрочной психокоррекции синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) по отношению к различным ее мишеням на группе из 18 человек было осуществлено пилотажное исследование.
Оценка степени выраженности синдрома ЭВ, каждой из его фаз и их отдельных симптомов проводилась посредством методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Измерение всех показателей у каждого клиента осуществлялась дважды: перед началом курса психотерапии (тест) и по его окончании (ретест).
Результаты измерения симптомов СЭВ представлены в табл. 1, фаз СЭВ – в табл. 2, общего показателя СЭВ – в табл. 3.
Таблица 1. Динамика эмоционального выгорания по симптомам
| Фазы СЭВ | Симптомы СЭВ | Время | Испытуемые | ||||||||||||||||||
| Напряжения | Переживание психотравмирующих обстоятельств | тест | |||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Неудовлетворенность собой | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Загнанность в клетку | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Тревога и депрессия | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Резистенции | Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | тест | |||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Эмоционально-нравственная дезориентация | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Расширение сферы экономии эмоций | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Редукция профессиональных обязанностей | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Истощения | Эмоциональный дефицит | тест | |||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Эмоциональная отстраненность | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Личностная отстраненность (деперсонализация) | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест | |||||||||||||||||||||
| Психосоматические и психовегетативные нарушения | тест | ||||||||||||||||||||
| ретест |
Таблица 2. Динамика эмоционального выгорания по фазам
| Фазы СЭВ | Время | Испытуемые | ||||||||||||||||||
| Напряжения | тест | |||||||||||||||||||
| ретест | ||||||||||||||||||||
| Резистенции | тест | |||||||||||||||||||
| ретест | ||||||||||||||||||||
| Истощения | тест | |||||||||||||||||||
| ретест |
Таблица 3. Общая динамика синдрома эмоционального выгорания
| Время | Испытуемые | ||||||||||||||||||
| тест | |||||||||||||||||||
| ретест |
Задача –оценить эффективность курса психокоррекции СЭВ по каждому показателю СЭВ.
Упражнение 2. Комплексная терапия депрессивных расстройств
Создана программа психотерапии лиц с депрессивными расстройствами личности. Апробация осуществлялась на выборке из 20 человек с тяжелой формой депрессии.
Для оценки уровня депрессии и других компонентов личности использовался многоаспектный личностный опросник MMPI (в адаптации Ф.Б. Березина).
Динамика социальной адаптации оценивалась при помощи методики Т. Лири.
Измерение всех показателей у каждого клиента осуществлялась дважды: до начала курса психотерапии и после него.
Результаты по методике MMPI представлены в таблице 4. Результаты по методике Т. Лири представлены в таблице 5.
Таблица 4. Динамика личностных особенности депрессивных больных
| Исп. | Шкалы MMPI до психотерапии | Шкалы MMPI после психотерапии | ||||||||||||||||||||||||
| № п/п | L | F | K | L | F | K | ||||||||||||||||||||
Примечания. Шкалы методики MMPI: L – лжи (социальной желательности), F – прихопатологической фасилитации (усиление психопатологической симптоматики), K – коррекции, 1 – ипохондрии, 2 – депрессии, 3 – истерии, 4 – психопатии, 5 – мужественности/женственности, 6 – паранойи, 7 – психастении, 8 – шизофрении, 9 – гипомании, 0 – социальной интроверсии.
Таблица 5. Динамика социальной адаптации депрессивных больных
| Этап | Стили межличностных отношений | № исп. | ||||||||||||||||||||
| До психотерапии | Авторитарный | |||||||||||||||||||||
| Эгоистический | ||||||||||||||||||||||
| Агрессивный | ||||||||||||||||||||||
| Подозрительный | ||||||||||||||||||||||
| Подчиняемый | ||||||||||||||||||||||
| Зависимый | ||||||||||||||||||||||
| Дружелюбный | ||||||||||||||||||||||
| Альтруистический | ||||||||||||||||||||||
| После психотерапии | Авторитарный | |||||||||||||||||||||
| Эгоистический | ||||||||||||||||||||||
| Агрессивный | ||||||||||||||||||||||
| Подозрительный | ||||||||||||||||||||||
| Подчиняемый | ||||||||||||||||||||||
| Зависимый | ||||||||||||||||||||||
| Дружелюбный | ||||||||||||||||||||||
| Альтруистический |
Задача – оценить эффективность психотерапевтической программы по отношению к каждому рассмотренному показателю.






