В течение первых двух недель учебного года (примерно до 15 сентября) логопед обследует каждого ребёнка индивидуально, в своём кабинете, используя специальные игры, упражнения, тестовые задания.
Правильно проведённое логопедическое обследование позволяет:
– установить характер речевого и сопутствующих ему нарушений,
– определить степень выраженности всех нарушений,
– выбрать самые эффективные пути коррекции,
– предвидеть возможные интеллектуальные, психологические перегрузки и эмоциональные срывы, а также наметить пути их профилактики.
По результатам обследования логопед заполняет на каждого ребёнка речевую карту или Альбом индивидуального обследования1).
Нарушения речи, их на сегодня известно одиннадцать, могут быть самыми разнообразными: от неточного произношения некоторых звуков до сложных, трудно устранимых, системных дефектов, одним из которых является общее недоразвитие речи.
По окончании обследования, логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики, в параметры которой включаются:
|
|
– произношение звуков речи,
– их восприятие,
– воспроизведение слоговой структуры слова,
– состояние словарного запаса и грамматического строя,
– сформированность связной речи,
– уровень внимания, памяти, воображения, восприятия, словесно-логического мышления - высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью,
– состояние пальцевой и артикуляционной моторики - процессов, связанных с речевой функцией.