Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР

Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все ком­поненты (составляющие) языковой системы.

К компонентам любой языковой системы относятся: фонетика (особенности звуков речи); лексика (словарный запас); грамматика (закономерности словоизменения, а также объединения слов в сочетания и предложения).

Недоразвитие речи у ребёнка может быть выражено в разной степени: от лепетной речи и полного отсутствия в ней предложений, до речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

В настоящее время условно выделяют 4 уровня речевого развития (Т.Б. Филичева).

Первые два характеризуются глубокой степенью нарушения во всех указанных компо­нентах. На третьем и четвертом уровнях речевого развития (более высоких) остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Но в любом случае недостатки касаются всей системы языка, отсюда и название - общее недоразвитие речи.

Помимо речи, у детей с общим её недоразвитием, как правило, оказываются нарушен­ными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией.

К ним относятся: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная моторика, пальцевая моторика.

Любой воспитатель, хотя бы одну смену отработавший в группе для детей с общим недо­развитием речи, отмечает свойственные им психолого-педагогические особенности. Нестан­дартность поведения таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и про­чей деятельности. Одни дети на занятиях быстро утомляются, начинают вертеться, разго­варивать, могут встать и уйти в игровой уголок, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвеча­ют невпопад, а иногда не могут повторить задания педагога. В процессе общения между со­бой некоторые ребятишки обнаруживают: повышенную возбудимость, конфликтность, аг-


рессивность, негативизм (противодействие просьбам окружающих), драчливость, впе­чатлительность, ранимость и пр.Х)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: