Служение омовения ног

До начала служения омовения ног и причастия все недоразумения между братьями и сёстрами должны быть устранены, согласно Ефесянам 4:26. Если это дело не было сделано раньше, служение омовения ног может быть последней возможностью сделать это, до участия в вечере Господней.

В Священном Писании это служение предшествовало вечере Господней, а в книге «Желание веков» церемония омовения ног названа «подготовительным служением».

Собрание должно начинаться, как и всякое другое богослужение, но должно быть коротким.

Содержание выступления должно быть сосредоточено на следующих темах: Иоана 13, Пасха, Страдание Христа, смирение, любовь и т.д.

Будет очень хорошо посвятить несколько минут для молитвы, перед началом омовения ног.

Секретарь общины может прочитать список, чтобы узнать, какие члены готовы участвовать в этих актах. Затем можно пропеть псалом, а после этого члены разделяются для омовения ног.

Диаконы и диаконисы должны обеспечить посудой, водой, полотенцами и другими вещами (принадлежностями), которые могут быть необходимы. Желательно иметь отдельные полотенца для каждого человека.

Церемония омовения ног является частью святого служения. Во время омовения ног хорошо пропеть несколько псалмов. Братья и сёстры должны совершать это служение в отдельных помещениях. Брат с братом и сестра с сестрой. Каждый может выбрать партнёра и соответственно партнёршу. Тот, кто совершает омовение ног другой личности, может совершить личную молитву. Если в конце остаются [59] трое, процедура должна быть следующей: А. омывает ноги Б., Б. омывает ноги В., В. омывает ноги А. Таким образом, все могут принимать участие.

Когда церемония омовения ног окончена, братья приветствуют друг друга святым целованием, то же делают и сёстры между собой. Церемония омовения ног должна быть очень торжественной и впечатляющей. Нужно чувствовать присутствие Святого Духа. В исключительных случаях, в случае, когда члены единичны, допустимо, чтобы сестра омыла ноги брату, но никогда брат не должен омывать ноги сестре (за исключением её мужа). (Смотри Ранние произведения – С. 117). Нужно запомнить, что после омовения ног все должны омыть руки чистою водою, которая должна быть приготовлена. Особенно важно, чтобы совершающий Вечерю Господню омыл руки, потому что он должен преломлять хлеб и раздавать вино. После совершения церемонии омовения ног, участвующие должны спокойно пройти обратно и занять свои места.

Вечеря Господня

Для открытия второй части церемонии поётся псалом. «Но Вечеря Воспоминания не должна превращаться в собрание печали и скорби». – Желание веков – С. 659.

Грехи должны быть исповеданы прежде или по случаю акта омовения ног и все должны верить в прощение Божие. А поскольку это примирение произошло, то нет никакой причины для печали. Можно прочитать один текст из любого Евангелия относительно установления Вечери Господней, или из 1 Коринфянам 11:23 – 29. Проповедник или пресвитер, который служит, должен раскрыть хлеб и [60] попросить всех преклонить колени, и он совершит молитву для благословения хлеба.

Проповедник или пресвитер просит участвующих оставаться на ногах, в то время как все остальные садятся. Когда проповедник или пресвитер преломляет хлеб, он должен обеспечить достаточное число кусочков для всех участвующих. Потом он поднимает поднос и читает из 1 Коринфянам 11:23, 24 (он должен это прочитать наизусть). Если присутствует другой проповедник, он может быть приглашён, чтобы помочь в раздавании хлеба. Проповедник или пресвитер должен приятным голосом повторять вышеупомянутый текст или подобный ему, переходя от одного участника к другому.

Если не присутствует другой проповедник или пресвитер и нет назначенного диакона, он может служить сам.

Если присутствует другой назначенный проповедник, он может помочь служащему в раздаче хлеба или вина. Назначенный диакон имеет право помочь проповеднику или пресвитеру при раздавании хлеба и вина. Если собрание многочисленно, проповедник должен спросить у принимающих участие, все ли они обслужены? Поднос опять ставится на стол и накрывается покрывалом.

Проповедник или пресвитер, совершающий служение, наливает вино из сосуда в чащу или стакан (не очень полный). Все преклоняют колени для ниспрашивания благословения на вино. В этот раз может совершать молитву тот, кто помогает. Во время раздавания чаши с вином все участвующие стоят на ногах. Повторяет слова из 1 Коринфянам 11:25,26. После этого он даёт чашу и салфетку назначенному брату, и он обслуживает участвующих. Когда обслуживающий замечает, что чаша почти пустая, он должен наполнить её из сосуда, чашу нельзя опустошать до дна. В то время, когда обслуживающий, подавая чашу с вином, перемещается от одного к другому, он должен повторять библейские стихи относительно чаши с вином.

Всякий раз, когда чаша была подана, и [61] перед тем как её дать следующему участнику, нужно вытирать салфеткой или полотенцем край чаши. После того, как все были обслужены, присутствующий служитель, и тот, который совершал служение, обслуживают один другого, как и в случае с хлебом.

Относительно молитвы о хлебе и вине, нужно помнить, что личность, которая не посвящена, не имеет права испрашивать благословения на хлеб и вино, потому что это одно из священнодействий. В молитве можно напомнить о больных, о павших духом, об отсутствующих, в соответствии с 1 Коринфянам 10:16 и Матфея 26:27.

После того, как все участвующие были обслужены и осталось ещё хлеб и вино, это нужно разделить между участвующими, пока не окончат всё (хлеб может быть сожжён и вино может быть вылито на землю, ничего не должно оставаться до следующего дня (Исход 12:10).

Тогда, когда имеются больные члены или не имеющие возможности присутствовать, можно оставить часть для них, а проповедник или пресвитер, насколько возможно быстрее, в тот же день должен пойти к ним домой, чтобы обслужить их. Таким же образом, как и при официальном служении в церкви, всё должно быть употреблено или ликвидировано соответствующим образом.

Для закрытия церемонии богослужения поётся псалом, и в то время, когда все стоят на ногах со склонёнными головами, проповедник, совершающий служение, произносит благословение над собранием, поднимая обе руки, направленные к собранию, произносится благословение священническое или апостольское (Числа 6:24 – 26 или 2 Корифянам 13:14).

Могут быть собраны специальные дары или перед исполнением псалма, или после произношения благословения. Должна быть предоставлена возможность для благодарений, но не очень долго. Это можно сделать или до пения псалма, или после произношения благословения.

[62] Член церкви, который не может участвовать по причине болезни или по другим причинам, но который желает получить святую вечерю, может попросить этого у пресвитера, и таким образом часть из хлеба и вина сохраняется и может применяться дома (у него или у неё). Если один из членов имеет заразную болезнь, должен предпринять предупредительные меры, чтобы устранить риск заражения других.

Такие личности могут быть обслужены в конце, отдельно. Это относится к принятию вина.

[63]

Глава 10

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Церемония бракосочетания может быть совершена только рукоположенным проповедником. В каждой стране, прежде совершения служения церемонии по случаю бракосочетания, проповедник должен достаточно хорошо знать законы той страны, чтобы быть уверенным, что он выполнит все требования, не нарушая «Принципов веры».

В некоторых странах признают права проповедника в совершении бракосочетания, которые признаются и регистрируются законно. В связи с этим он должен заполнять определённые документы и иметь к этому всё необходимое.

В других странах проповедник может совершить публично церемонию в церкви, но законное свидетельство о заключении брака подписывает представитель гражданской власти, который может присутствовать в доме молитвы и быть свидетелем утверждения свидетельства о бракосочетании.

В других же странах проповедник вообще не может совершить эти церемонии, как официальное лицо, потому что они относятся к государственным проблемам и считаются гражданским договором. В подобных случаях вступающая в брак пара идёт к представителям власти и получает прежде свидетельство о заключении брака (гражданский договор), и уже после этого совершает церемонию бракосочетания в церкви, или в частном доме, где рукоположенный проповедник организовывает богослужение церемонии бракосочетания, чтобы просить благословения от Господа для вступающих в брак. Подобное бракосочетание с предварительным гражданским оформлением брака приспособлено к обстоятельствам.

В исключительных случаях, когда в стране или на ближайшем расстоянии нет ни одного проповедника, комитет Генеральной Конференции может уполномочить посвящённого пресвитера, для проведения церемонии.

Когда проповедник приглашён для совершения бракосочетания, прежде чем дать согласие, он должен проконсультироваться с работниками [64] и комитетом общины, и если лично не знаком с заинтересованными, он должен провести беседу, которую считает необходимой, чтобы быть уверенным, что для подобного бракосочетания не существует никакой помехи ни со стороны закона, ни со стороны морали. Результаты подобного исследования должны остаться в секрете между проповедником и сторонами.

Проповедник имеет право и обязанность отказаться руководить какой-либо церемонией, если существует подозрения и сомнения. Он должен иметь моральную решительность, чтобы стоять на стороне справедливости.

Если не существует видимых помех или законных препятствий, проповедник должен консультироваться со всеми заинтересованными сторонами, чтобы убедиться, что соответствующий брак будет выполнен в согласии с принципами Реформационного Движения в отношении одежды и реформы здоровья. Платье невесты должно быть простым, скромным, чтобы представить нашу позицию, как смирённых последователей Христа, отделённых от мира. Всё показное и вызывающее (относящееся к моде), которое привлекает внимание, нужно удалить. Использование вуали (сетка, покрывающая лицо) не должно быть допущено. Проповедник должен посоветовать не делать ничего экстравагантного (необычного, из ряда вон выходящего) с самого начала, когда всё только планируется, и настаивать, чтобы этот совет был уважен. Мирские обычаи и мода не должны быть примером для реформаторов. Чтобы быть праведными пред Богом, мы должны проявить благородность и моральную смелость даже и тогда, когда весь мир отличается от нас. Проповедник должен настаивать, чтобы мерило, основы приличия, были сохранены, иначе он делается соучастником всякого нарушения. Об этом нужно побеспокоится заблаговременно, потому что когда соглашение (обручение) и приготовление уже сделаны, то перед самым бракосочетанием что-либо исправить бывает почти всегда невозможным.

Он должен поговорить с вступающими в брак и об одежде тех, которые приглашены участвовать на свадьбе (мужчин и женщин). Он должен дать наставление, чтобы и их одежда отличалась скромностью и приличием.

Если проповедник окажется введённым в заблуждение и обманутым, и кто-либо отказывается подчиняться моральным нормам, он ещё имеет возможность отказаться от совершения обряда бракосочетания, пока всё не будет приведено в порядок.

Те, которые ответственны за приготовления свадебного стола, должны быть также наставлены, чтобы при этом были соблюдены принципы реформы здоровья.

Проповедник также должен иметь ввиду, [65] какая музыка избрана для этого случая. Музыка должна отражать святой характер церемонии, а также и святилища.

Нужно иметь ввиду, что то, что может быть допущено в программе при регистрации брака в загсе не может быть допущено для церемонии религиозного бракосочетания.

Члены Реформационного Движения не должны позволять себе при бракосочетании проявления так называемых «народных обычаев» неверующих, которые часто лишены скромности и основаны на суеверии.

Брак является святым установлением, которое Господь учредил, чтобы он был благословением для Его детей, и чтобы дать живую иллюстрацию (картину) тесной близости и сердечности, которую Он желает иметь со Своим народом. Должно быть удалено всё то, что обесценивает эту связь, уводит в сторону. Это не значит, что не должны существовать подобные празднества, потому что Сам Господь Своим присутствием почтил брак в Кане. Он желает, чтобы все дети Его были счастливы и часто в Писании делается ссылка на счастливое состояние жениха и невесты. Но это счастье не нужно заглушать пустотой и легкомысленностью пустого гулянья.

Движение реформы не признаёт ни в коем случае повторный брак после развода столько времени, пока муж или жена живы. Ни один проповедник этого движения не уполномочен совершить бракосочетание хотя бы одной неверующей личности, которая не является членом, или разведённой личности, у которой жена (муж) живы. Проповедники этого Движения не будут пользоваться обручальным кольцом ни при какой части церемонии.

Святилище, или место, где будет проходить церемония бракосочетания, может быть украшено просто, но со вкусом, в соответствии с верой и надеждой в Спасителя, Который скоро придёт. Не нужно позволять внешнюю роскошь и больших расходов. Перед церемонией бракосочетания хорошо, чтобы проповедник коротко изложил программу действий участвующим в браке, и указал на обязанности каждого и, таким образом, вся церемония может пройти беспрепятственно. Перед тем как совершить церковное бракосочетание, проповедник должен осведомиться, заключён ли гражданский акт бракосочетания, и познакомиться с ним.

Ни под каким предлогом проповедник не [66] должен начинать бракосочетание, если существует какое-либо сомнение о его законности. Если проповедник законным образом уполномочен совершить регистрацию брака, то он ответственен за соответствующую регистрацию брака в соответствии с законом в назначенное время. В случаях, если это предусмотрено законом или обычаем, проповедник должен оформить и вручить супружеской паре свидетельство о браке.

Обряд бракосочетания, принятый в церкви

Всё должно быть приготовлено заранее, и сама церемония не должна быть нарушена фотографами (профессиональными или любителями). Это дело можно сделать по окончании бракосочетания. Друзей и гостей нужно заранее информировать об этом. Бракосочетания, проводимые на дому или в другом месте (вне церковного здания), могут быть в более скромной форме, но даже и здесь нужно иметь ввиду торжественность церемонии, а в некоторых торжественных моментах и во время молитвы нужно соблюдать тишину и не отвлекаться на фотографирование.

Родители жениха (и их семья) могут стоять впереди с правой стороны, а родители невесты (и семья) впереди с левой стороны. Церемония бракосочетания является публичной, и в ней могут участвовать все члены церкви, а также и друзья (принимать же участие за столом и присутствовать на браке, совершаемом в частном дому, могут только приглашённые).

Когда проповеднику сообщают о приближении невесты с родственниками, он становится рядом с женихом в ожидании невесты. Можно использовать соответствующую музыку [67] при входе невесты, обычно сопровождаемой за руку её отцом (или сопровождающим) и при их приближении жених выступает вперёд, протягивает ей левую руку, и вместе они стоят перед проповедником. Сопровождающий занимает место слева.

(Если желают, чтобы молодые во время церемонии сидели, нужно приготовить им специальные стулья).

Проповедник приглашает всех стоять на ногах, и склонив головы, приготовиться для совершения молитвы.

Может быть исполнен соответствующий гимн, после которого проповедник произносит молитву.

После этого собравшиеся занимают места, и может быть представлена тема служения. Затем проповедник держит короткую проповедь с целью возбудить внимание у всех присутствующих. Проповедь, обращённая специально к жениху и невесте, не должна превышать двадцати минут.

Проповедник может объяснить обязанности, вытекающие из брака, отметить происхождение, цель и секрет счастливого семейного очага, также и тот факт, что в семье должна господствовать настоящая и чистая любовь. Оба супруга должны быть терпеливы, нежны и проявить налицо практическое благочестие в семье. Если без эгоизма они будут стараться помочь друг другу, чтобы могли непоколебимо стоять в день суда, они воистину будут иметь счастливую связь. После этого могут быть прочитаны несколько цитат из Духа Пророческого.

После окончания проповеди, проповедник, стоя на ногах, совместно с женихом и невестой, обращаясь к собранию, говорит: «Во имя святого брака эти две личности, предстоящие здесь, желают объединиться в супружестве. А посему, если есть кто-либо из присутствующих, кто мог бы представить хотя бы одну причину или мотив, вследствие которых они не могут законно объединиться, просим высказаться сейчас, а если не делает сейчас, — то обязан отныне хранить молчание» (если не возникло никакого замечания, проповедник обращается к жениху и невесте):

«Прошу вас обоих, так как вы будете [68] отвечать в день суда, когда все сердечные секреты будут открыты, что, если один из вас знает какую-либо причину или помеху, через которую не можете быть соединены по закону в святом браке, засвидетельствуйте теперь, потому что можете быть уверенными, кто соединяется в браке иначе, чем позволительно по Слову Божию, не будут соединены с Богом и их брак не является законным».

(Там, где существует обычай, что невеста символическим образом «приводится к жертвеннику», проповедник спрашивает: «Кто отдаёт эту девушку замуж?» Отец (проводник невесты) встаёт и говорит: «Я» или «Я и её мать»).

Затем проповедник обращается прямо к жениху с вопросом: «Дорогой брат… (имя полностью), спрашиваю тебя в присутствии Бога, Святых ангелов и свидетелей, присутствующих здесь: «Добровольно ли ты желаешь соединить свою жизнь и судьбу с сестрой… (имя полностью) в святом браке, будешь ли ты любить её, будешь ли помогать ей и сделаешь ли её счастливой рядом с тобою во время изобилия или бедности, в здравии или в болезни, в благополучии или несчастье, в радости или в печали, в согласии со святыми принципами из Слова Божьего? Даёшь ли ты на это обещание?» Он отвечает: «Да», так, чтобы ответ был слышен.

Затем проповедник обращается с подобными вопросами к невесте, которая в свою очередь, должна дать ясный утвердительный ответ.

После этого проповедник берёт правую руку жениха и невесты, соединяя их, и держа в своей левой руке, поднимает правую руку, произнося следующие слова: «Дорогой брат… (имя) и сестра… (имя), поскольку вы оба обещали и обязались соединить свою жизнь и судьбу в святом браке, я, проповедник Евангелия (если проповедник имеет право со стороны государства совершить и законную часть, – регистрацию, он должен добавить и следующие слова: «и, будучи уполномочен законом этой страны»), соединяю вас [69] в святом браке во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь! Объявляю вас мужем и женой, соединённых законным браком и связанных святыми семейными узами на всю жизнь. Поэтому, что Господь соединил, человек да не разлучает».

Жених и невеста, не отпуская рук, преклоняют колени вместе с проповедником, который просит Божьего благословения в молитве. Все присутствующие остаются на ногах. Когда они поднимаются, проповедник обращается к вступившим в брак молодым, брату и сестре (можно при этом упомянуть их общую, послебрачную фамилию) и желает благословения от Господа в их жизни. Затем он приветствует жениха рукопожатием и святым целованием, а невесту рукопожатием. Он может пригласить присутствующих поздравить молодожёнов. По обычаю церковная церемония на этом заканчивается.

Если же проповедник должен заполнить законное свидетельство о браке, он вместе со вступившей в брак парой и необходимыми свидетелями, должен удалиться в отдельную комнату. Во время ожидания их возвращения, может быть представлена специальная программа. Там, где есть возможность, может исполняться мелодия (или слушаться), подобающая музыка. Когда они возвращаются, проповедник представляет их перед собравшимися как мужа и жену, и они выходят, чтобы получить поздравления от всех присутствующих.

Проповедники за совершение обряда бракосочетания не получают никакого вознаграждения. Если это дело связано с поездкой, то дорожные расходы должны быть возмещены, и это нужно согласовать тогда, когда впервые принимается приглашение совершить бракосочетание.

[70]

Глава 11

ПОСВЯЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

В то время, как крещение новорождённых противоречит учениям Библии, мы всё-таки согласны с посвящением новорождённых или маленьких детей. Это дело совершается по просьбе родителей, а не в обязательной форме. Посвящение ребёнка, обычно, совершается тогда, когда родители в первый раз приносят новорождённого в церковь. Проповедник должен наставить родителей, чтобы они принесли Господу, по этому случаю, благодарственную жертву (дар).

Сам обряд посвящения может следовать после обычного служения в Субботу или после любого официального собрания.

В подобном случае, перед закрытием собрания, проповедник или пресвитер приглашает родителей поднести ребёнка вперёд. Затем он берёт его на руки и обращается ко всем со словами: «Сегодня мы радуемся вместе с родителями этого дитяти, которое является как ягнёнок в стаде Христовом, и которое будет расти и учиться среди нас всему, что касается христианской жизни» (или что-либо подобное). После этого он обращается с несколькими словами наставлений и советов к их родителям, читая Притчи 22:6 или другие подобные стихи и поздравляет родителей с новым членом их семьи.

Собрание остаётся стоять, а проповедник и родители преклоняют колени. Проповедник, держа ребёнка в своих руках, молится Богу, прося благословения и Его помощи для родителей, чтобы они могли растить ребёнка в страхе Божьем и для прославления Его имени. Он молится о ребёнке, чтобы он мог расти, и был сохранён от всякого зла и от развратного влияния этого мира. Будет уместно вспомнить также и о других детях, которые растут в общине. После молитвы они встают на ноги, и проповедник возвращает ребёнка родителям, собрание заканчивается обычным образом.

[71]

Глава 12

ПОМАЗАНИЕ БОЛЬНЫХ

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы.
Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:13 – 16).

Помазание маслом не должно быть расценено и понято или сделано, как обряд миропомазания в древности.

Всегда, когда просят совершить это служение, проповедник вначале должен убедиться в том, что было полностью понято его значение. Прежде совершения молитвы за больного, должны быть выполнены условия, которые являются особенно важными. Тот, кто призван для совершения помазания, должен убедиться, насколько позволяют человеческие возможности, что не существует никакой причины, через которую молитва не может получить ответ; что больной свою личную жизнь привёл в порядок и что все грехи оставлены. Очень важно руководствоваться Духом Святым. Проповедник и присутствующие с ним должны убедиться, что не существует никакой помехи (даже одного греха) в их личной жизни, который может помешать Духу Божьему в Его работе (Матфея 17:20; Луки 8:51).

Неверующих нужно попросить освободить помещение на короткое время.

Священное Писание показывает, какова наша святая обязанность, когда мы бываем приглашены к тяжело больной личности. Верующие не должны просить пресвитера совершить служение помазания в случае лёгкой болезни или при несчастном случае.

Это торжественное служение совершается только в случае тяжёлой или критической болезни и неподходяще в случае лёгкой болезни. Господь дал нам обязанность, чтобы [72] во время болезни дать предупреждение о необходимости соблюдения Его Законов. Когда больной сделал всё, по-человечески возможное в согласии с мудростью, данной от Бога и с великой поспешностью, больная личность просит совершить молитву за него (неё), и быть помазанным (-ой) елеем. Прежде, чем проповедник или слуги Божии сделают что-либо в этом отношении, они должны узнать через горячую мольбу в молитве, какова воля Божия, и внимательно исследовать советы, данные в книге «Божественное исцеление» (По стоп. вел. вр., ст. «Молитва за больных»).

Ясным должно быть и то, что служение, посвящённое для больного, который желает быть помазанным елеем, совершается проповедником или посвящённым пресвитером.

Пресвитер общины приглашает проповедника (или, если возможно, нескольких проповедников) придти к больной личности. Программу нужно приготовить заранее. Если состояние больного позволяет, можно пропеть псалом, или после возношения молитвы читаются несколько стихов из Библии, как, например, из Иакова 5:14 – 16; Псалом 102:15; Исаия 33:24 и др. Проповедник (или пресвитер), который совершает служение, ободряет больного, вспоминая положительный опыт из своей христианской жизни и повторяет несколько прекрасных обетований из Библии. Он спрашивает больного, примирён ли он с Богом. Проповедник должен узнать у него (неё), исповедал ли он (она) свои грехи и уверен ли, что Господь простил их, и приготовлен ли (согласен) принимать от Бога или выздоровление, или же уйти на отдых. В этих серьёзных вопросах нужно иметь в виду, чтобы больной понял всю ответственность и был приготовлен, независимо, какой будет результат. Он должен также вспомнить надежду верующих на жизнь на Ново Земле, где больше не будет болезни, страдания и смерти, и ничего злого и полного греха.

Проповедник или пресвитер преклоняют колени вместе с теми, которые были избраны быть соучастниками, возносят молитву и во время, когда они ещё находятся на коленях, проповедник (пресвитер) слегка макает пальцы [73] в масло, принесённое для этой цели и ложит их на чело больной личности, произнося в это время следующие слова (или другие подобные):

«Дорогой брат (сестра) … во имя Господа Иисуса Христа и Его силы исцелять всех, которые ищут помощи у Него, помазываю чело твоё. Следуя правилу, данному в Святом Писании, мы молим, чтобы Отец Небесный через Сына Своего Иисуса Христа, послал тебе исцеляющую силу в согласии с Его волей и да услышит во время благопотребное нашу молитву, которую возносим за тебя. О, Отец Небесный, прости грехи этого (-ой) брата (сестры) и прими его (её) свидетельство; прими его (её) обещание, что будет смирённо ходить пред Тобою и что будет соблюдать все Твои заповеди. Будь милостив к нему (ней) и покажи великую силу Твою, чтобы положить конец страданиям его (её), и если есть на то воля Твоя, чтобы он (она) продолжил жизнь, тогда спаси от этих страданий в согласии с Твоею волею; а если Ты видишь, что для спасения его (её) лучше будет по-иному, то да будет воля Твоя. Дай силы принять то, что в согласии с волею Твоею в отношении его (её). Мы молимся об этом брате (сестре) нашем (-ей) во имя Сына Твоего Иисуса Христа, потому что Он обещал, всё то, что будем просить во имя Его, получим от Тебя. Да будет воля Твоя с этой страдающей душою. Мы просим Тебя избавить его (её) от этого страдания и дай Духа Твоего Святого, чтобы Он наставил на всякую истину. Аминь».

Для удобства, масло нужно налить в тарелку возле больного. Служение нужно проводить согласно обстоятельств, а в случае с тяжелобольными, оно должно быть коротким.

После молитвы и помазания, присутствующие встают и, если возможно, произносят несколько ободряющих слов, после чего прощаются.

Сразу после помазания, или когда собираются [74] прощаться, можно вознести благодарственную молитву, поблагодарив Господа, что Он услышал посредническую молитву.

После этого всё остаётся в руке Божьей, чтобы совершилось согласно воле Его и в соответствующее время.

Мы должны верить, что Господь может совершить великие дела для верующих Своих и для Своего послушного народа. Мы не должны разочаровываться, если не увидим немедленно какой-либо результат, но должны наблюдать, чтобы увидеть, какова есть воля Божия в этом деле.

Реформационное Движение Адвентистов Седьмого дня не верит во влияние масла на внутренние органы тела. Помазание совершается на чело (как исключение могут быть случаи, когда физический недостаток находится на какой-либо одной части тела. См. Очерки о жизни – С. 121). Мы следуем совету Господа в этом служении великой важности и мажем больного с горячей молитвой, совершённой с верой. Никакой проповедник из нашей Церкви не должен совершать помазание человеку из другой веры, не находящейся в согласии с истиной.

[75]

Глава 13

ПОХОРОННОЕ СЛУЖЕНИЕ

Смерть часто является неожиданным явлением и всегда представляет случай, когда проповедник имеет нужду в особой мудрости и благодать Божьей, поскольку ему приходится посещать дом скорби для того, чтобы спланировать, как провести похоронное служение.

Первая обязанность проповедника, когда он слышит о смерти одного из членов общины, есть посетить и выразить сочувствие его семье и родственникам и помочь решить все проблемы, связанные с похоронами. Он должен с тактом осведомиться, какие желания есть у семьи в отношении приготовления для похорон. Может, они желают, чтобы пришёл тот проповедник, который был другом для этой семьи, чтобы провести похоронное служение. Проповедник должен добровольно сотрудничать в подобных приготовлениях.

Нужно учитывать, что может, усопший ещё при жизни выразил какое-либо желание или предпочтение относительно того, кто будет петь, кто будет нести крышку, или какой проповедник присутствовал на служении. Желание семьи нужно принять во внимание в отношении этих вопросов, и проповедник должен отнестись с тактом к этому и составить планы соответствующим образом. Время и место для совершения похоронного служения должны быть заранее установлены, будет ли это в доме, или в капелле (траурное помещение при кладбище) или в церкви, или на могиле. Обычаи в разных местах разные, поэтому с ними нужно познакомиться заранее. Когда есть ответственный за похороны, он отвечает за приготовление, а проповедник должен тесно сотрудничать с ним. Проповедник должен заниматься приготовлением религиозной части для похорон.

Если в программе предусмотрено участие музыки, будь то инструментальная или же духовная, проповедник должен заниматься и этим. Если будет исполнен псалом всеми [76] присутствующими, он должен быть подходящим к этому случаю и, по возможности, знакомым. Также должны быть приняты меры, чтобы присутствующие на собрании имели слова псалма.

В служении хорошо приготовить короткий некролог (надгробная речь) жизни умершего.

Похоронное служение не является случаем для длинных проповедей, или для демонстрации ораторского таланта или красноречия. Такие случаи не нужно использовать для догматических поучений, широко представляя натуру человека, состояние умерших и другие подобные вещи. Можно сделать ссылку на эти вещи, но скорбящие души имеют нужду в утешении, которая вытекает из любви и понимания вознесённого на небо Иисуса Христа и из надежды воскресения при скором пришествии Даятеля жизни. В подобных случаях есть большая нужда в утешении и одобрении, которое только Господь может дать.

Тогда, когда один работник приглашён, чтобы организовать похоронное служение вне своего поля, должны быть сделаны совместные приготовления, как с руководителем поля, где работник закреплён работать, так и с руководителем поля, где следует совершить похороны. Это нужно сделать прежде, чем он примет приглашение.

Если путешествие связано с расходами, нужно сделать соответствующие приготовления прежде отъезда, чтобы установить ясно, кто должен покрыть расходы. Работники не получают никакого вознаграждения за проведение похоронного служения (если семья желает дать определённую сумму денег, чтобы частично покрыть расходы, эти деньги должны быть переданы церкви).

Порядок служения

Служение нужно организовать так, чтобы оно было приспособлено и соответствовало случаю, и не нужно использовать как общую или однообразную весть для всех случаев. Нужно иметь в виду сложившиеся обстоятельства. Местные обычаи часто определяют общие приготовления и всякий порядок, совершаемый здесь, должен быть принят во внимание, приспосабливая его ко всем необходимым требованиям.

Проповедник должен встретиться с семьёй, [77] с друзьями и родственниками, если возможно, до начала служения, чтобы утешить их и направить их мысли к тому, чтобы они доверились полной любви мудрости Божьей и Его всегосподствующему провидению. Будет очень хорошо, если он помолится с семьёй, особенно, когда они верующие, или если одобряют это.

Когда настал час начала служения и ответственный за похоронные проблемы сказал, что всё готово, нужно начинать служение. Несколько мгновений тишины, в которые проповедник преклоняется в личной молитве; после может быть исполнен соответствующий псалом и всё собрание соединяется в песнопении. После этого следует короткая молитва, можно читать подходящие стихи из Святого Писания в соответствии с возрастом и ситуацией усопшего. В это чтение могут быть включены стихи из Псалом 89:2 – 4, Иова 14:1 – 2, 14, 15; Иова 19:25 – 27 (1 часть); 1 Корифянам 15:51 – 57.

Некролог может быть произнесён только тогда, когда будет уместным это сделать. Он может быть представлен кем-либо (одной личностью или несколькими), кто знал умершего, и должен быть изложением реальных фактов, а не безмерным превозношением смертной человеческой личности. Чрезмерные восхваления являются неподходящими.

Затем может следовать короткая проповедь, напоминающая всем присутствующим о ненадёжности этой жизни и о заверении Христа для верующих в Него, что они достигнут победы и получат жизнь вечную. Тот факт, что Он воскрес, является заверением Его силы спасти нас от греха и смерти. Евангелие является откровением любви Божьей, Его сочувствия и утешения для всех скорбящих.

В это время можно совершить молитву. Могут быть вознесены благодарения за все действия Провидения Божия в жизни умершего, и уверенность, что ничего не бывает допущено вопреки Провидению Божьему. [78] Молитесь, чтобы все могли понять эти случаи, предусмотренные Богом, и чтобы все присутствующие могли получить силу через Иисуса Христа стать достойными для получения жизни вечной, чтобы никто не был обманутым князем этого мира и не был введён в заблуждение. Молитесь об остающихся, обо всех близких членах семьи, чтобы они были утешены. Молитесь, чтобы работа была быстро окончена, и чтобы вскоре пришёл конец греху, страданиям и смерти.

(Помните, эта молитва должна быть простой, а не проповедью, адресованной Господу).

Затем может быть песнопение или стихотворение, или общее пение, после чего следует молитва для закрытия. Ответственный за все похоронные проблемы вместе с проповедником и близкими родными наблюдает за доставкой гроба к могиле. Он организовывает так, чтобы проповедник шёл впереди гроба к месту захоронения (в каждой стране эти церемонии проводятся по-разному).

Возле могилы

Соответственно с местным обычаем или с желанием семьи, возле могилы может быть спокойная музыка, которая предшествует служению. Если есть возможность, можно приготовить для исполнения соло, дуэт или квартет.

В то время, когда гроб находится возле могилы, проповедник может читать соответствующие стихи из Священного Писания, приготовленные и отмеченные заранее. Это могут быть: Иоанна 11:25; Откровения 1:17 пос. ч. 18; Откровение 14:13; 21:3 – 4 и, как обычно, 1 Фессалоникийцам 4:13 – 17.

Эти обычаи отличаются в разных странах, но тогда, когда гроб опущен в могилу (или когда ещё на верху, перед опусканием умершего в яму) произносятся слова о возвращении умершего в прах.

Форма представления возвращения человека в прах.

Проповедник говорит: «Поскольку Господь в Своей бесконечной мудрости и любви позволил, чтобы наш дорогой брат (сестра) … успокоился в Иисусе, мы теперь предаём тело земле, из которой человек был взят; [79] прах возвращается в прах, земля возвращается в землю с верной надеждой на радостное возвращение для жизни вечной, через Иисуса Христа, Господа нашего, Который при Своём славном явлении преобразит наше смертное тело, чтобы было подобно Его величественному телу, в согласии с Его славной работой, посредством которой Он силен совершить и подчинить всё» (можно, если существует в данном месте обычай, бросить немного земли на крышку гроба).

Другой вариант: «Поскольку Господь в Своей обильной любви и мудрости позволил, чтобы наш дорогой брат (сестра) … успокоился в Иисусе, мы теперь предаём тело земле, с твёрдой надеждой и уверенностью на радостное воскресение, когда наш Господь возвратится в великой славе. Тогда наше смертное тело изменится и будет подобно Его славному телу, согласно Его славной работе, посредством которой Он всё подчиняет Себе».

Третий вариант, при погребении неверующего человека.

Иногда проповедник бывает приглашён членами организовать похоронную церемонию для одного из членов их семьи, который возможно не был верующим. Тогда он может, например, говорить так:

«Поскольку Господь по Своей милости и Своему провидению позволил, чтобы наш друг… оставил заботы этой жизни, мы с благочестием предаём тело земле; прах возвращается обратно в прах, земля в землю (можно бросить немного земли на гроб). Напоминаем, насколько знаем, что все проблемы человека находятся в руках Вечного Отца, полного любви и милости, и что Он обещал жизнь вечную тем, которые любят Его».

Можно пропеть псалом или гимн, после чего совершается молитва для закрытия.

Проповедник должен помнить тот факт, что он имеет особую обязанность (и возможность) утешить семью, которая потеряла дорогого члена и помочь им перенести эту утрату.

[80]

Глава 14

СОВЕТЫ ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: