double arrow

Овидия: композиция и философия поэмы


«Метаморфозы»—главное произведение второго периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

1-я книга—самое древнее превращение, переход от хаотического состояния к оформлению гармонически устроенного мира, четыре традиционных века, гигантомахия, вырождение людей, также убиение Пафона Аполлоном, преследование Дафны Аполлоном, мифологию Ио, Фаэтона. 2-я книга—время царя Инаха, откуда и пошла древнейшая Аргосская мифология.

3-я и 4-я книги другой очень древний период, фиванская мифология (образы Кадма, Актеона, Семелы, Тиресия).

5-я -7-я книги—времена аргонавтов (самый крупный эпизод посвещен Финею)

8-я-9-я книги—мифы времен Геркулеса (о Дедале и Икаре, Кипарисе, атланте и т д).




12-13-я книги—троянская мифология (Авлида, Ифигнея, смерть Ахилла и тд).

13-15-я книги—мифологическая история Рима (от троянских поселенцев в Италии). Заканчивает похвалой Цезарю и Августу.

Философия, которую проповедует Овидий, вложена в уста Пифагора (пифогорейство), 4 идеи:

Вечность и неразрушимость материи.

вечная ее изменяемость.

постоянное превращение одних вещей в другие (при сохранении их собственной субстанциия)

вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.

Эти идеи граничат с материализмом.

Уделяет внимание сильной личности (Фаэтон, сын солнца, Икар). Но также и критикует индивидуализм. Выступает против социального зла, алчности. Идеология принципиата (но в целом условно-мифологический и любовно-эротический х-р произведения противоречит принципиату, рассчитан на свободомыслящих людей).







Сейчас читают про: