LM
1.Выразительное чтение описания природы
2.Выставка книг «Мир природы....»
3.Анализ научно-популярной литературы
II. Основная часть
Фантастика! Как будоражит воображение юных читателей спрятавшиеся в книжные переплеты роботы и пришельцы, прибывшие на Землю в ракетах, на тарелках или неведомо еще как; люди с жабрами крыльями, отважные победители динозавров, ураганов и вулканов, всех болезней, старости и смерти, путешественники в недра Земли и на Луну, на звезды и другие галактики, в прошлое и будущее...
Так сложилось в литературе, что художественное изображение будущего -не только техники, но и общества будущего - как бы поручено фантастике.
Научная фантастика как область литературы получила развитие в 20-е годы. В создании научно-фантастических произведений приняли участие видные ученые -К.Циолковский, В.Обручев, а также известные писатели - А.Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), И.Эренбург («Трест Д.Е.»), М.Булгаков («Собачее сердце»), Е.Замятин («Мы»). Главной темой произведений тех лет было отношение к революции и ее последствиям.
|
|
Уже в 20-30-е годы появляются произведения А.Беляева и других писателей-фантастов, посвященные научным открытиям: А.Беляев «Продавец воздуха», «Голова профессора Доуэля», «Челоек-амфибия», А.Казанцев «Пылающий остров», Г.Адамов «Тайна двух океанов», «Победители недр». В фантастике этого времени был некоторый налет маниловщины, необоснованной мечтательности. Очень легко там происходили самые невероятные превращения.
В 50-е годы открылась дорога в космос не только в жизни, но и в фантастике. Характерной приметой современности является выделение фантастики в сам-ю область детской и юношеской литературы, признание за ней высоких идейных и художественных достоинств.
В 60-е годы ряды писателей-фантастов пополняются за счет непрофессиональных литераторов: физиков, инженеров, астрономов, филологов, археологов. Это И.Ефремов, А.Казанцев, братья А. и Б.Стругацкие и др. И это не случайно. Научная фантастика основывается на данных современной науки, широко используя ее методику - моделирование явлений, мысленный эксперимент. Поэтика научной фантастики во многом родственна поэтике романтизма (необычные ситуации, экзотичность обстановки, контрастность, яркость красок), но научность фантастики является формой проявления реализма.
Исследователи выделяют различные жанровые разновидности фантастики -философскую, юмористическую и сатирическую, «техническую», сказочно-утопическую. Современная научная фантастика представлена сказками, рассказами, повестями, пьесами, романами двух форм - утопией и антиутопией, или романом-предостережением, памфлетом.
|
|
Существенно усложнились и задачи, проблемы научной фантастики. Она готовит человека к встрече с неведомым и удивительным, помогает преодолевать стереотипы мышления, учит интеллектуальному бесстрашию, она развивает не только ум, но и воображение, чувство. Все более фантастика превращается в литературу, исследующую на специфическом материале современные нравственные и социальные проблемы, по-настоящему озабоченную воспитанием гражданственности и человечности.
Одной из ведущих тем современной научной фантастики является изображение будущего человечества, его судеб на Земле и во Вселенной (И.Ефремов «Туманность Андромеды» 1957, Стругацкие «Поддень, XXII век», «Возвращение»).
Другая, ставшая уже традиционной в научной фантастике тема, - это контакты пришельцев с землянами (В.Журавлев «Летящие во Вселенной», Стругацкие Всадник ниоткуда», «Извне»).
Встречи с пришельцами, путешествия в далекое или близкое будущее, освоение планет Солнечной системы - о чем бы ни писали фантасты, главная задача их творчества: исследование и познание настоящего, текущей жизни, только повернутой к читателю необычной стороной, взятой в фантастическом ракурсе.
Ребятам младшего и подросткового возраста адресованы произведения, которые сродни озорным сказкам, веселые, остроумные, вызывающие огромный интерес юных читателей: Е.Велтистов об Электронике, В.Мелентьев «Голубые люди Розовой земли», А.Полещук «Звездный человек», К.Булычев об Алисе.
Зарубежная приключенческая литература представлена именами: М.Сервантес «Дон Кихот», Д.Дефо «Робинзон Крузо», В.Скотт «Айвенго», М.Рид «Всадник без головы», Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Таинственный остров», А.Конан-Дойл о Шерлоке Холмсе; Г.Уэллс «Машина времени», «Человек-неведимка», Р.Брэдбери «Каникулы», «Зеленой утро»
Ш.Д/з
1.Анализ, пересказ (об авторе) Ж.Верн, К.Булычев, А.Полищук, Р.Брэдбери, Г.Уэллс и др.
2.Фантастика и фэнтези
3.Отличие русской от зарубежной фантастики
Имя английского писателя Даниэля Дефо (1660 или 1661 - 1731) для русских читателей обычно связано с лучшими детскими воспоминаниями о его герое Робинзоне Крузо, известном у нас главным образом по образцовому переложению К.И. Чуковского «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
Жан Жак Руссо (1717 - 1778) увидел в книге научную систематическую энциклопедию, руководство для воспитателя, а в герое - пример детям для подражания. На протяжении нескольких веков эта книга отвечает эстетическим, образовательным и нравственно-воспитательным задачам меняющегося времени.
Полное название романа-источника, увидевшего свет в 1719 году, само по себе уже есть произведение с захватывающим сюжетом: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Иорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».
Писатель, сам того не зная, вывел формулу целого жанра приключенческой литературы, названного робинзонадой. Своеобразие этого жанра в том, что главное здесь - даже не приключения, а воспитание героя в особых условиях.
Другой великий англичанин, писатель просветительского направления Джонатан Свифт (1667 - 1745) известен нам известен нам с детских лет как автор «Путешествий Гулливера» (1726), в особенности популярны первые части романа благодаря пересказу Т.Г. Габбе для младших школьников. Присущее ему чувство юмора Свифт направил на сатирическое высмеивание английского общество, используя при этом свою богатую фантазию для создания аллегорических образов и сюжетов. Однако соединение остро современного публицистического памфлета с приключен-ческо-фантастической фабулой дало в итоге роман, который заставляет читателя забыть о конкретной политической борьбе и углубиться в наблюдение чужих миров, каждый из которых чем-то похож на мир людей.
|
|
Детям более всего нравятся путешествия Гулливера в Лилипутию и Велика-нию, что не удивительно, если принять во внимание их интерес к сказкам о гномах, карликах, великанах и постоянно занимающую их мыслительную антиномию «великаны - маленькие человечки».
Реалистический гротеск Джонатана Свифта лежит в основе жанра фантастического романа с фабулой «контакта». Идея такой формы заключается в том, что «они» - это гротесковое отражение «нас», и неизвестно кто кого изучает. Примеров литературы «свифтовского» жанра можно приводить очень много: от англичан гер-берта Уэллса «Война миров» и Льюиса Кэрролла (сказки об Алисе) до русских авторов - К. Чуковского «Бибигон» и Кира Булычева (повести о девочке из будущего Алисе).
Свифт первым из известных писателей- алогистов. Презирая прикладные науки и фанатичных ученых, он выстраивал миры, в которых современный читатель неожиданно угадывает приметы индустриальной эпохи.
добиться того стремительного движения повествования, которое нравится читателю-ребенку.
Замечательные мастера географического очерка в ДЛ - Н.Михайлов и Г.Кублицкий. В чтение детей младшего возраста вошли научно-художественные очерки: Г.Ганейзер «С севера на юг», М.Гумилевский «Где тепло, где холодно», в которых раскрывается зональное разнообразие ландшафта. В среднем возрасте такое чтение дополняется более сложной, насыщенной фактами литературой, как, очерки А.Архангельского «Как я путешествовал по Алтаю».
В чтении школьников заметное место занимает научно-популярная литература. Она не может быть заменена или вытеснена научно-художественной книгой, так как своими средствами достигает иных целей: развивает навыки научного воображения, результаты которого могут быть проверены опытом, мерой, числом, помогает в усвоении и расширении фундаментальных знаний, воспитывает интерес к самостоятельному творчеству.
|
|
Особый характер детского чтения, необходимость установки его на побуждение читателя к активной сам-й деятельности - все это вызвало и появление разнообразных книг-энциклопедий. Детские энциклопедические книги - нередко литературные, художественные произведения для детей, отличающиеся особой тематической широтой. В них заключена ценная возможность постепенного переключения на чтение научной книги. Одна из первых детских энциклопедий, посвященная жизни родной природы, - «Лесная газета» В.Бианки - почти целиком создана самим писателем и вобрала в себя огромное богатство фактов, наблюдений, сказок, веселых и лирических рассказов, практических советов юному охотнику и следопыту. Этот опыт писателя продолжил в наши дни Н.Сладков своей «Подводной газетой», многоплановое содержание которой прослоено шуткой, анекдотом, забавной присказкой, занимательной всякой всячиной.
Энциклопедии отличаются видовым и жанровым разнообразием. Они могут быть систематическими и алфавитными, универсальными и отраслевыми, в них могут преобладать популярные или художественные принципы изложения.
Интересны «маленькие» энциклопедии издательства «Детская литература». Каждая книжка в них - самостоятельное тематическое целое, но составленное из ко- Вторая половина 80-90-х годы — время переустройства всей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской «школьной» литературы подвергся жесткому пересмотру. Из программы изымались произведения о героях-комсомольцах («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева»), повести А. Гайдара («Школа», «Тимур и его команда»), что вызывало публичные протесты и дискуссии.
Начиная со второй половины 80-х годов горячей темой общественных и литературных баталий был «сталинский миф». В начале 90-х обнаружился и детский самиздат (Ю. Дружников «Каникулы по-человечьи», О. Григорьев «Говорящий ворон», Г. Остер «Вредные советы»).
В конце 90-х годов «игровая литература», сложившаяся на основе авангардизма, достигла пика своего развития, но она все сильнее противоречила постперестроечным настроениям, все больше отставала от хода событий в стране и мире. К тому же в обществе возник культ образования, и большинство родителей и педагогов ждало от детской книги систематически изложенных знаний - в виде разнообразных энциклопедий, а не «бесполезных», с их точки зрения, эксцентричных стихов и сказок.
Приметы XXI века - новшества науки, технике, социального устройства, общественных отношений, искусства - вытесняют явления, которые еще десятилетие назад были знаковыми. Категория времени все больше привлекает детских писателей (Сказка И. Шурко «Секундочка», Т. Собакина «Заводной мир»).
Обновление ДЛ сопровождалось разрушением канонов изображения, разработанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и «серьезные» жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы и т.п.
Изменения в ДЛ были заметны, но революции не произошло. Новаторам не удалось переориентировать большинство родителей и детей на чтение авангардист-кой литературы. Читатели разных возрастов проявили в целом сильнейший консерватизм; издания советской классики пользовались большим спросом, чем издания современных авторов, впрочем, малотиражные и немногочисленные.
Однако ДЛ получила мощный заряд эксцентрики. Среди героев на первый план вышел чудак, он поник даже в школьные учебники. Наряду с обычным учебниками государственное издательство «Просвещение» выпустило сборники «Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах» (1992, составитель Г.М. Кружков), «Чудаки» (1994, составитель и автор В.А. Левин).
Повлияло на ДЛ и художественное направление, имевшее глобальный, всемирный охват, - постмодернизм (переходная фаза от модернизма, возникшего на рубеже XIX - XX веков, к идеям XXI века).в целом российская ДЛ в переходный период переживала не лучшие времена, много творческих сил было потрачено на коммерческие заказы издательств. Увеличился разрыв между «школьной» литературой и живым литературным процессом. Однако обновлялся литературный язык, пересматривалась сама система ДЛ (детское недетское пересекались, появился тендерный подход), щирились контакты с мировым писательским сообществом, разрабатывались литературные модели, отвечающие вызовам современности.