double arrow

ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной

LM

1.Выразительное чтение описания природы

2.Выставка книг «Мир природы....»

3.Анализ научно-популярной литературы

II. Основная часть

Фантастика! Как будоражит воображение юных читателей спрятавшиеся в книжные переплеты роботы и пришельцы, прибывшие на Землю в ракетах, на та­релках или неведомо еще как; люди с жабрами крыльями, отважные победители ди­нозавров, ураганов и вулканов, всех болезней, старости и смерти, путешественники в недра Земли и на Луну, на звезды и другие галактики, в прошлое и будущее...

Так сложилось в литературе, что художественное изображение будущего -не только техники, но и общества будущего - как бы поручено фантастике.

Научная фантастика как область литературы получила развитие в 20-е годы. В создании научно-фантастических произведений приняли участие видные ученые -К.Циолковский, В.Обручев, а также известные писатели - А.Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), И.Эренбург («Трест Д.Е.»), М.Булгаков («Соба­чее сердце»), Е.Замятин («Мы»). Главной темой произведений тех лет было отно­шение к революции и ее последствиям.

Уже в 20-30-е годы появляются произведения А.Беляева и других писателей-фантастов, посвященные научным открытиям: А.Беляев «Продавец воздуха», «Го­лова профессора Доуэля», «Челоек-амфибия», А.Казанцев «Пылающий остров», Г.Адамов «Тайна двух океанов», «Победители недр». В фантастике этого времени был некоторый налет маниловщины, необоснованной мечтательности. Очень легко там происходили самые невероятные превращения.

В 50-е годы открылась дорога в космос не только в жизни, но и в фантасти­ке. Характерной приметой современности является выделение фантастики в сам-ю область детской и юношеской литературы, признание за ней высоких идейных и ху­дожественных достоинств.

В 60-е годы ряды писателей-фантастов пополняются за счет непрофессио­нальных литераторов: физиков, инженеров, астрономов, филологов, археологов. Это И.Ефремов, А.Казанцев, братья А. и Б.Стругацкие и др. И это не случайно. Научная фантастика основывается на данных современной науки, широко используя ее мето­дику - моделирование явлений, мысленный эксперимент. Поэтика научной фанта­стики во многом родственна поэтике романтизма (необычные ситуации, экзотич­ность обстановки, контрастность, яркость красок), но научность фантастики являет­ся формой проявления реализма.

Исследователи выделяют различные жанровые разновидности фантастики -философскую, юмористическую и сатирическую, «техническую», сказочно-утопическую. Современная научная фантастика представлена сказками, рассказами, повестями, пьесами, романами двух форм - утопией и антиутопией, или романом-предостережением, памфлетом.

Существенно усложнились и задачи, проблемы научной фантастики. Она го­товит человека к встрече с неведомым и удивительным, помогает преодолевать сте­реотипы мышления, учит интеллектуальному бесстрашию, она развивает не только ум, но и воображение, чувство. Все более фантастика превращается в литературу, исследующую на специфическом материале современные нравственные и социаль­ные проблемы, по-настоящему озабоченную воспитанием гражданственности и че­ловечности.

Одной из ведущих тем современной научной фантастики является изобра­жение будущего человечества, его судеб на Земле и во Вселенной (И.Ефремов «Ту­манность Андромеды» 1957, Стругацкие «Поддень, XXII век», «Возвращение»).

Другая, ставшая уже традиционной в научной фантастике тема, - это контак­ты пришельцев с землянами (В.Журавлев «Летящие во Вселенной», Стругацкие Всадник ниоткуда», «Извне»).

Встречи с пришельцами, путешествия в далекое или близкое будущее, ос­воение планет Солнечной системы - о чем бы ни писали фантасты, главная задача их творчества: исследование и познание настоящего, текущей жизни, только повер­нутой к читателю необычной стороной, взятой в фантастическом ракурсе.

Ребятам младшего и подросткового возраста адресованы произведения, ко­торые сродни озорным сказкам, веселые, остроумные, вызывающие огромный инте­рес юных читателей: Е.Велтистов об Электронике, В.Мелентьев «Голубые люди Ро­зовой земли», А.Полещук «Звездный человек», К.Булычев об Алисе.

Зарубежная приключенческая литература представлена именами: М.Сервантес «Дон Кихот», Д.Дефо «Робинзон Крузо», В.Скотт «Айвенго», М.Рид «Всадник без головы», Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Таинственный остров», А.Конан-Дойл о Шерлоке Холмсе; Г.Уэллс «Машина вре­мени», «Человек-неведимка», Р.Брэдбери «Каникулы», «Зеленой утро»

Ш.Д/з

1.Анализ, пересказ (об авторе) Ж.Верн, К.Булычев, А.Полищук, Р.Брэдбери, Г.Уэллс и др.

2.Фантастика и фэнтези

3.Отличие русской от зарубежной фантастики

Имя английского писателя Даниэля Дефо (1660 или 1661 - 1731) для русских читателей обычно связано с лучшими детскими воспоминаниями о его герое Робин­зоне Крузо, известном у нас главным образом по образцовому переложению К.И. Чуковского «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».

Жан Жак Руссо (1717 - 1778) увидел в книге научную систематическую эн­циклопедию, руководство для воспитателя, а в герое - пример детям для подража­ния. На протяжении нескольких веков эта книга отвечает эстетическим, образова­тельным и нравственно-воспитательным задачам меняющегося времени.

Полное название романа-источника, увидевшего свет в 1719 году, само по себе уже есть произведение с захватывающим сюжетом: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Иорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пирата­ми, написанные им самим».

Писатель, сам того не зная, вывел формулу целого жанра приключенческой литературы, названного робинзонадой. Своеобразие этого жанра в том, что главное здесь - даже не приключения, а воспитание героя в особых условиях.

Другой великий англичанин, писатель просветительского направления Джо­натан Свифт (1667 - 1745) известен нам известен нам с детских лет как автор «Пу­тешествий Гулливера» (1726), в особенности популярны первые части романа бла­годаря пересказу Т.Г. Габбе для младших школьников. Присущее ему чувство юмо­ра Свифт направил на сатирическое высмеивание английского общество, используя при этом свою богатую фантазию для создания аллегорических образов и сюжетов. Однако соединение остро современного публицистического памфлета с приключен-ческо-фантастической фабулой дало в итоге роман, который заставляет читателя за­быть о конкретной политической борьбе и углубиться в наблюдение чужих миров, каждый из которых чем-то похож на мир людей.

Детям более всего нравятся путешествия Гулливера в Лилипутию и Велика-нию, что не удивительно, если принять во внимание их интерес к сказкам о гномах, карликах, великанах и постоянно занимающую их мыслительную антиномию «ве­ликаны - маленькие человечки».

Реалистический гротеск Джонатана Свифта лежит в основе жанра фантасти­ческого романа с фабулой «контакта». Идея такой формы заключается в том, что «они» - это гротесковое отражение «нас», и неизвестно кто кого изучает. Примеров литературы «свифтовского» жанра можно приводить очень много: от англичан гер-берта Уэллса «Война миров» и Льюиса Кэрролла (сказки об Алисе) до русских авто­ров - К. Чуковского «Бибигон» и Кира Булычева (повести о девочке из будущего Алисе).

Свифт первым из известных писателей- алогистов. Презирая прикладные науки и фанатичных ученых, он выстраивал миры, в которых современный читатель неожиданно угадывает приметы индустриальной эпохи.

добиться того стремительного движения повествования, которое нравится читате­лю-ребенку.

Замечательные мастера географического очерка в ДЛ - Н.Михайлов и Г.Кублицкий. В чтение детей младшего возраста вошли научно-художественные очерки: Г.Ганейзер «С севера на юг», М.Гумилевский «Где тепло, где холодно», в которых раскрывается зональное разнообразие ландшафта. В среднем возрасте та­кое чтение дополняется более сложной, насыщенной фактами литературой, как, очерки А.Архангельского «Как я путешествовал по Алтаю».

В чтении школьников заметное место занимает научно-популярная литера­тура. Она не может быть заменена или вытеснена научно-художественной книгой, так как своими средствами достигает иных целей: развивает навыки научного вооб­ражения, результаты которого могут быть проверены опытом, мерой, числом, помо­гает в усвоении и расширении фундаментальных знаний, воспитывает интерес к са­мостоятельному творчеству.

Особый характер детского чтения, необходимость установки его на побуж­дение читателя к активной сам-й деятельности - все это вызвало и появление разно­образных книг-энциклопедий. Детские энциклопедические книги - нередко литера­турные, художественные произведения для детей, отличающиеся особой тематиче­ской широтой. В них заключена ценная возможность постепенного переключения на чтение научной книги. Одна из первых детских энциклопедий, посвященная жизни родной природы, - «Лесная газета» В.Бианки - почти целиком создана самим писа­телем и вобрала в себя огромное богатство фактов, наблюдений, сказок, веселых и лирических рассказов, практических советов юному охотнику и следопыту. Этот опыт писателя продолжил в наши дни Н.Сладков своей «Подводной газетой», мно­гоплановое содержание которой прослоено шуткой, анекдотом, забавной присказ­кой, занимательной всякой всячиной.

Энциклопедии отличаются видовым и жанровым разнообразием. Они могут быть систематическими и алфавитными, универсальными и отраслевыми, в них мо­гут преобладать популярные или художественные принципы изложения.

Интересны «маленькие» энциклопедии издательства «Детская литература». Каждая книжка в них - самостоятельное тематическое целое, но составленное из ко- Вторая половина 80-90-х годы — время переустройства всей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской «школьной» литературы подвергся жесткому пересмотру. Из программы изымались произведения о героях-комсомольцах («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева»), повести А. Гайдара («Школа», «Тимур и его команда»), что вызывало публичные протесты и дискуссии.

Начиная со второй половины 80-х годов горячей темой общественных и ли­тературных баталий был «сталинский миф». В начале 90-х обнаружился и детский самиздат (Ю. Дружников «Каникулы по-человечьи», О. Григорьев «Говорящий во­рон», Г. Остер «Вредные советы»).

В конце 90-х годов «игровая литература», сложившаяся на основе авангар­дизма, достигла пика своего развития, но она все сильнее противоречила постпере­строечным настроениям, все больше отставала от хода событий в стране и мире. К тому же в обществе возник культ образования, и большинство родителей и педаго­гов ждало от детской книги систематически изложенных знаний - в виде разнооб­разных энциклопедий, а не «бесполезных», с их точки зрения, эксцентричных сти­хов и сказок.

Приметы XXI века - новшества науки, технике, социального устройства, общественных отношений, искусства - вытесняют явления, которые еще десятиле­тие назад были знаковыми. Категория времени все больше привлекает детских писа­телей (Сказка И. Шурко «Секундочка», Т. Собакина «Заводной мир»).

Обновление ДЛ сопровождалось разрушением канонов изображения, разра­ботанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и «серьезные» жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы и т.п.

Изменения в ДЛ были заметны, но революции не произошло. Новаторам не удалось переориентировать большинство родителей и детей на чтение авангардист-кой литературы. Читатели разных возрастов проявили в целом сильнейший консер­ватизм; издания советской классики пользовались большим спросом, чем издания современных авторов, впрочем, малотиражные и немногочисленные.

Однако ДЛ получила мощный заряд эксцентрики. Среди героев на первый план вышел чудак, он поник даже в школьные учебники. Наряду с обычным учебниками государственное издательство «Просвещение» выпустило сборники «Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах» (1992, составитель Г.М. Кружков), «Чу­даки» (1994, составитель и автор В.А. Левин).

Повлияло на ДЛ и художественное направление, имевшее глобальный, все­мирный охват, - постмодернизм (переходная фаза от модернизма, возникшего на ру­беже XIX - XX веков, к идеям XXI века).в целом российская ДЛ в переходный пе­риод переживала не лучшие времена, много творческих сил было потрачено на ком­мерческие заказы издательств. Увеличился разрыв между «школьной» литературой и живым литературным процессом. Однако обновлялся литературный язык, пере­сматривалась сама система ДЛ (детское недетское пересекались, появился тендер­ный подход), щирились контакты с мировым писательским сообществом, разраба­тывались литературные модели, отвечающие вызовам современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: