double arrow

Тема 3. Архитектура Древнего Рима

4

Периоды:

1. Цар­ский (VIII—VI вв. до н. э.)

2. Республиканский (V —I вв. до н. э.)

3. Импера­торский (I в. до н. э. — V в. н. э.)

1. Своеобразие римской архитектуры по сравнению с греческой, характерные черты этрусской культуры как предыстории Рима, арх-ры эпохи республики;

2. Экономические и социальные предпосылки расцвета архит-ры в эпоху империи;

3. Характерные черты и основные типы архитектуры Римских форумов.

1. Рим расширил композиционные приемы, ввел новые строительные материалы и конструкции, в отношении же декоративно-пластических средств он в основном следовал за Древней Грецией. Главное, что объеди­няет Рим с Грецией, были ордера со всеми их элементами и деталями. Од­нако если декоративно-пластические формы и детали вырабатывались в Греции в том основном материале, из которого создавалось само здание, то в Риме этими деталями обогащался, обрабатывался, лишь внешний обли­цовочный слой сооружений, прикрывавший основную конструкцию, создававшуюся совсем из других материалов (кирпич, римский бетон и др.). В этом огромная принципиальная разница между древнеримской и древнегреческой архитектурой.




В римском зодчестве облицовочный слой следовал основной строи­тельной конструкции и, как правило, не создавал неверного, ложного пред­ставления о ней, однако уже само введение в архитектурную практику облицовочного слоя, прикрывающего основную статистически работаю­щую конструкцию, порождало возможность возникновения известного рас­хождения или даже противоречий между ними.

Греция и Рим были резко отличающимися друг от друга политичес­кими образованиями. Греция даже в период наивысшего расцвета своей культуры представляла конгломерат небольших городов-государств (поли­сов).

Древний Рим явился наследником эллинской (греческой) и эллинистической культур. На формирование древнеримской архитектуры оказали определяющее воздействие два фактора: наличие местных — в основном этрусских традиций и воздействие греко-эллинистического зодчества. Основное, что привнесли в архитектуру Рима этруски — это сводчатые конструкции, получившие здесь широчайшее распространение.

От греков в Рим перешла архитравно-балочкая система и ее ордерное выражение. Греческие ордера — дорический, ионический и коринфский — восприняты были римлянами и приобрели здесь две новые модификации — ордера тосканский и сложный (композитный).

Помимо ордеров, в Риме возникла и применялась совершенно особая система, сочетающая два противоположных конструктивных принципа — балочной и сводчатой конструкций — так называемая ордерная аркаду или иначе римская архитектурная ячейка.

Римские театры были сходны с греческими, они состояли также из трех элементов — театрона, орхестры, скены, но в отличие от греческих строились и на горизонтальных участках, подъем же театрона достигался применением так называемых субструкций — опорных конструкций, состоявших из пилонов, соединяемых арками. Благодаря им создавался искусственный наклон мест для зрителей. Вторая отличительная особенность римских театров заключалась в конструктивной связи театрона и скены, которая сооружалась здесь не из дерева, а из прочных материалов — кирпича, бетона и каменной, частично мраморной облицовки.



Этрусская архитектура — предшественница собственно римской, известна по остаткам оборонительных стен городов со своими сводчатыми перемычками въездных ворот, по гробницам, реконструкциям храмов и т. д.

Этрусками, на основе трансформации греческих образцов, был создан особый вид храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. В храмах подобного рода появился новый, так называемый тосканский (этрусский) ордер, как результат переработки форм греческой дорической архитектуры. Тосканский ордер, в отличие от греческих прототипов, имел более тяжелые пропорции, базу, на его стволе отсутствовали каннелюры, фриз же был гладким, зофорным.



С этрусской традицией связан также специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум — обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.

«Вечный» город, основанный в VIII веке до н. э., расположен на холмах, главными из которых являются Капитолий, Палатин и Квиринал. Именно здесь, между этими тремя холмами, в пределах болотистой котловины, возникла центральная римская площадь — форум как место народных собраний и торговли.

2. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, охватывающей колоссальные территории, простиравшейся на тысячи километров и вобравшей в свои пределы весь бассейн Средиземного моря. Отсюда совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства.

Тематика сооружений в Риме значительно расширяется, здесь возводится колоссальное количество огромных зданий, преимущественно, как и в эпоху эллинизма, общественных. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой, по существу, кустарной техники стало невозможным. В Риме, в императорское время, разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

3.Форум в своих основных элементах сформировался к II веку до н. э. Сравнительно небольшая трапецеидальной формы площадь была окаймлена храмами и базиликами — административно-судебными зданиями, где находились городские чиновники, взимавшие подати, нотариусы, скреплявшие торговые акты, судьи, разбиравшие тяжбы. На самой площади возвышалась ростра — трибуна для выступлений ораторов, оглашения правительственных указов.

Планировка площади и размещение примыкавших к ней зданий асимметричны. Но эта асимметрия не была результатом единого и заранее определенного плана, как в Афинском акрополе, а лишь результатом разновременной застройки пустующих участков.

На северо-восточной стороне форума еще во II веке до н. э. была построена базилика консула Эмилия, а рядом с ней — здание сенатской курии. Противоположная сторона площади занималась большой базиликой Юлия Цезаря (I в. до н. э.), справа и слева от которой возникли храмы Сатурна и Диоскуров.

Через территорию форума проходила виасакра — Священная дорога, соединявшая Палатинский холм, на котором располагались дворцы цезарей, с Капитолием. На этой дороге, недалеко от форума, во второй половине I века и. э. была сооружена однопролетная триумфальная арка императора Тита в честь взятия им Иерусалима. Далее, уже в пределах самого форума, в начале III века н. э. возникла арка императора Септимия Севера, имевшая три пролета. На площадке форума был в разное время установлен ряд памятников, колонн, скульптур.

Несмотря на отсутствие единой композиционной идеи и разновременность постройки и перестройки отдельных памятников, форум производил сильное впечатление многочисленными портиками, аркадами, так как каждое сооружение, отличаясь изысканными пропорциями и деталями,-имело свою собственную эстетическую характеристику.

Но относительно небольшой форум Романум не мог в полной мере удовлетворить потребностей быстро растущего города (в начале II в. н. э. Рим имел около полутора миллионов жителей) и уже с середины I века до н. э. рядом, с северной стороны, в седловине между Квириналом и Капитолием, начинают возникать новые, дополнительные форумы, называемые императорскими, вытянувшиеся один за другим длинной цепочкой. Все эти форумы — их было построено пять — отличаются от республиканского форума прежде всего тем, что композиция каждого из них едина и все они имеют симметричную планировку.

Наиболее сложен и интересен по композиции пятый и самый круп­ный форум — императора Траяна, построенный в начале II века н. э. по проекту зодчего Аиоллодора Дамасского. Форум Траяна состоял из нескольких элементов, размещенных но одной оси. Первым был большой перистильный двор, имевший квадратные очертания. В центре его стояла конная ста­туя императора. В глубине форум замыкался фасадом самой крупной в Ри­ме базилики Ульпия. Подобно другим римским сооружениям этого рода, базилика Ульпия имела в плане прямо­угольные очертания и представляла собой внутри единый объем, расчле­ненный на три нефа, не считая двух наружных галерей вдоль длинных фа­садов — по одной с каждой стороны. Боковые нефы были двухъярусными, центральный же охватывал всю высоту здания. Нефы отделялись друг от друга колоннами, перекрытия были балочными; центральный неф перекры­вался вместе со всем зданием бронзовыми стропильными фермами тре­угольной формы. Торцы базилики завершались полукруглыми залами — экседрами, где происходили судебные разбирательства.

Поскольку базилика Ульпия была обращена к большому двору своей длинной стороной, ее легко было пересечь насквозь, продвигаясь но основ­ному направлению, совпадающему с осью форума. Оказавшись по другую сторону базилики, посетители попадали в пределы еще одного небольшого перистильного двора, слева и справа от которого были два здания библиотек — греческой и латинской литературы. В центре двора стояла огромная колонна — монумент, посвященный Траяну. Ствол колонн, вы­сота которой достигала 38 метров, был обработан спиральной лентой с рельефными изображениями сцен из военных походов Траяна. За перистильным двором с колонной Траяна находился третий двор с храмом, посвященным ему же.

Все императорские форумы развивают основной планировочный принцип римско-эллинистической архитектуры — систему дворовой композиции с осевой постановкой центрального сооружения. Она же распространилась и на многие другие римские сооружения,

В пределах старого римского форума и форумов императорского времени находилось большое количество храмов. Они различны по раз­мерам, но своим формам и включению в окружающую архитектурную среду, но в них присутствовали те архитектурные стилевые особенности, которые позволяют сразу отличать древнеримские храмы от греческих. Все они поставлены не на стилобаты, а на подиумы — площадки типа пьедесталов, с лестницей только с передней стороны. В большей части храмов — глубокие передние портики. Боковые фасады или прикрыты ко­лоннадами, или же обработаны полуколоннами, таким образом храмы фактически являлись псевдопериптерами. Большинство их решено в коринфском ордере, столь любимом римлянами. Коринфский ордер мы находим в храме Диоскуров, в храме Венеры на форуме Цезаря и в других. В некоторых сооружениях этого рода применялся композитный ордер. Ионический и дорический ордера использовались в Риме все же в виде исключения.

Вершиной римской архитектуры времени ее расцвета являлся прославленный Пантеон — храм во имя всех богов, перестроенный Аполлодором Дамасским в 118—125 годах н. э. из зала терм Агриппы .

Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром почти 43 метра. Пролет этот — максимальный в римском зодчестве, не­превзойденный в последующие века. При первом же взгляде на сооружение поражает простота композиции: огромный цилиндрический объем завер­шается мягко круглящимися очертаниями купола. И этот огромный сплошной массив кладки, лишенный каких бы то ни было проемов, служит фоном для глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном.

Построенный по-римски, путем использования кирпично-бетонных конструкций, что только и позволило столь блестяще решить строительную задачу. Пантеон был отделан внутри полихромными мраморами в гамме охристо-коричневых тонов с частичным введением белого мрамора. Вслед­ствие того, что сооружение на протяжении всего времени его существова­ния не переставало выполнять функции храма, оно поддерживалось и сохранило почти всю свою внутреннюю отделку. В этом отношении Пантеон также является сооружением уникальным.

К основному центрическому объему храма примыкают ниши-лоджии, отделенные от зала коринфскими колоннами. Выше ордера проходит кольцевой аттик, и над ним начинается купол, скуфья которого покрыта мятью рядами квадратных кессонов. Дневной свет, проникающий в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 метров). создает совершенно особое распределение света в пределах его внутреннего пространства. Свет скользит по полированным поверхностям мрамора, рефлексирует, в легком сумраке тонут экседры.

Базилики, о которых выше шла речь, были наряду с храмами глав­ным компонентом римских форумов. В базиликах свободные римляне проводили основную, деловую часть своего дня. Вторая его часть, связанная с отдыхом, проходила в термах.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помеще­нии, связанных со спортом и гигиеной. Обычно термы называют банями, но это не было единственной их функцией. В термах находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед и выступле­ний ораторов. Термы достигали грандиозных размеров. Самыми крупными были термы императора Диоклетиана, вмещавшие до 3200 человек, и императора Каракаллы, вместимость которых составляла 1800 человек. Структура всех терм, их планы сходны. Вместе с тем каждое из сооруже­ний имело свои отличительные особенности.

Термы Каракаллы представляли собой в плане огромный квадрат. Это была терраса, поднятая над землей на высоту одного этажа. В центре ее стояло основное здание, прямоугольное в плане. .На его центральной оси одно за другим размещались три главных помещения типа залов: большой прямоугольный бассеин с холодной водой — фригидариум (не имевший перекрытия), центральный зал, вестибюль — тепидариум и, наконец, круглый бассейн с горячей водой, наполовину своего объема выступающий за пределы основных стен здания — кальдариум. Справа и слева от этих основных помещений на­ходились другие залы, в том числе палестры, предназначавшиеся для занятий легкой атлетикой.

По контуру располагалась непрерывная цепь помещений, частично индивидуальных ванн, частично залов для отдыха. Под ними, в первом этаже, на уровне земли, находились торговые помещения, вход в которые был возможен с улицы.

Основная территория ксисты между главным зданием и огибающими ее помещениями использовалась как сад — с газонами, цветниками, ал­леями. В наиболее широкой и просторной ее части, примыкавшей к задне­му фасаду основного сооружения, планировался стадион, а перед ним — трибуны для зрителей.

Термы были связаны с потреблением огромного количества воды, поэтому сюда подводилось специальное ответвление водопровода — акве­дука. Подогрев ее производился котельными установками в подвалах под ксистой. где в тяжелых условиях, в полутьме и жаре работали рабы.

Римские термы, в том числе термы Каракаллы, представляли собой самые большие и сложные из римских сооружений по их планам, конструкциям и архитектурно-декоративному убранству.

В декоративное оформление терм активно вводились скульптура, мозаика. Фрески не применялись из-за возможной сырости в здании.

Наиболее наряден был тепидариум, перекрытый тремя большими крестовыми сводами пролетом около 25 метров. Пятовые их части опира­лись на одинарные монолитные полированные гранитные колонны коринф­ского ордера. Своды покрывала мозаика, частично золотая. Полы в термах были мраморными и мозаичными из белой и черной смальты с сюжетно-орнаментальными композициями.

Колоссальные двухсветные залы, перекрытые сводами, наполненные воздухом и светом, отделанные полихромными мраморами и различными средствами декоративного порядка, производили большое впечатление на современников. Сопоставление интерьеров римских терм и греческих архитектурных сооружении позволяет почувствовать огромную разницу между этими двумя стадиями развития античной архитектуры.



4




Сейчас читают про: