Периоды:
1. Царский (VIII—VI вв. до н. э.)
2. Республиканский (V —I вв. до н. э.)
3. Императорский (I в. до н. э. — V в. н. э.)
1. Своеобразие римской архитектуры по сравнению с греческой, характерные черты этрусской культуры как предыстории Рима, арх-ры эпохи республики;
2. Экономические и социальные предпосылки расцвета архит-ры в эпоху империи;
3. Характерные черты и основные типы архитектуры Римских форумов.
1. Рим расширил композиционные приемы, ввел новые строительные материалы и конструкции, в отношении же декоративно-пластических средств он в основном следовал за Древней Грецией. Главное, что объединяет Рим с Грецией, были ордера со всеми их элементами и деталями. Однако если декоративно-пластические формы и детали вырабатывались в Греции в том основном материале, из которого создавалось само здание, то в Риме этими деталями обогащался, обрабатывался, лишь внешний облицовочный слой сооружений, прикрывавший основную конструкцию, создававшуюся совсем из других материалов (кирпич, римский бетон и др.). В этом огромная принципиальная разница между древнеримской и древнегреческой архитектурой.
|
|
В римском зодчестве облицовочный слой следовал основной строительной конструкции и, как правило, не создавал неверного, ложного представления о ней, однако уже само введение в архитектурную практику облицовочного слоя, прикрывающего основную статистически работающую конструкцию, порождало возможность возникновения известного расхождения или даже противоречий между ними.
Греция и Рим были резко отличающимися друг от друга политическими образованиями. Греция даже в период наивысшего расцвета своей культуры представляла конгломерат небольших городов-государств (полисов).
Древний Рим явился наследником эллинской (греческой) и эллинистической культур. На формирование древнеримской архитектуры оказали определяющее воздействие два фактора: наличие местных — в основном этрусских традиций и воздействие греко-эллинистического зодчества. Основное, что привнесли в архитектуру Рима этруски — это сводчатые конструкции, получившие здесь широчайшее распространение.
От греков в Рим перешла архитравно-балочкая система и ее ордерное выражение. Греческие ордера — дорический, ионический и коринфский — восприняты были римлянами и приобрели здесь две новые модификации — ордера тосканский и сложный (композитный).
Помимо ордеров, в Риме возникла и применялась совершенно особая система, сочетающая два противоположных конструктивных принципа — балочной и сводчатой конструкций — так называемая ордерная аркаду или иначе римская архитектурная ячейка.
|
|
Римские театры были сходны с греческими, они состояли также из трех элементов — театрона, орхестры, скены, но в отличие от греческих строились и на горизонтальных участках, подъем же театрона достигался применением так называемых субструкций — опорных конструкций, состоявших из пилонов, соединяемых арками. Благодаря им создавался искусственный наклон мест для зрителей. Вторая отличительная особенность римских театров заключалась в конструктивной связи театрона и скены, которая сооружалась здесь не из дерева, а из прочных материалов — кирпича, бетона и каменной, частично мраморной облицовки.
Этрусская архитектура — предшественница собственно римской, известна по остаткам оборонительных стен городов со своими сводчатыми перемычками въездных ворот, по гробницам, реконструкциям храмов и т. д.
Этрусками, на основе трансформации греческих образцов, был создан особый вид храма, стоящего на подиуме, с глубоким передним портиком. В храмах подобного рода появился новый, так называемый тосканский (этрусский) ордер, как результат переработки форм греческой дорической архитектуры. Тосканский ордер, в отличие от греческих прототипов, имел более тяжелые пропорции, базу, на его стволе отсутствовали каннелюры, фриз же был гладким, зофорным.
С этрусской традицией связан также специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум — обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.
«Вечный» город, основанный в VIII веке до н. э., расположен на холмах, главными из которых являются Капитолий, Палатин и Квиринал. Именно здесь, между этими тремя холмами, в пределах болотистой котловины, возникла центральная римская площадь — форум как место народных собраний и торговли.
2. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, охватывающей колоссальные территории, простиравшейся на тысячи километров и вобравшей в свои пределы весь бассейн Средиземного моря. Отсюда совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства.
Тематика сооружений в Риме значительно расширяется, здесь возводится колоссальное количество огромных зданий, преимущественно, как и в эпоху эллинизма, общественных. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой, по существу, кустарной техники стало невозможным. В Риме, в императорское время, разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
3. Форум в своих основных элементах сформировался к II веку до н. э. Сравнительно небольшая трапецеидальной формы площадь была окаймлена храмами и базиликами — административно-судебными зданиями, где находились городские чиновники, взимавшие подати, нотариусы, скреплявшие торговые акты, судьи, разбиравшие тяжбы. На самой площади возвышалась ростра — трибуна для выступлений ораторов, оглашения правительственных указов.
Планировка площади и размещение примыкавших к ней зданий асимметричны. Но эта асимметрия не была результатом единого и заранее определенного плана, как в Афинском акрополе, а лишь результатом разновременной застройки пустующих участков.
На северо-восточной стороне форума еще во II веке до н. э. была построена базилика консула Эмилия, а рядом с ней — здание сенатской курии. Противоположная сторона площади занималась большой базиликой Юлия Цезаря (I в. до н. э.), справа и слева от которой возникли храмы Сатурна и Диоскуров.
|
|
Через территорию форума проходила виасакра — Священная дорога, соединявшая Палатинский холм, на котором располагались дворцы цезарей, с Капитолием. На этой дороге, недалеко от форума, во второй половине I века и. э. была сооружена однопролетная триумфальная арка императора Тита в честь взятия им Иерусалима. Далее, уже в пределах самого форума, в начале III века н. э. возникла арка императора Септимия Севера, имевшая три пролета. На площадке форума был в разное время установлен ряд памятников, колонн, скульптур.
Несмотря на отсутствие единой композиционной идеи и разновременность постройки и перестройки отдельных памятников, форум производил сильное впечатление многочисленными портиками, аркадами, так как каждое сооружение, отличаясь изысканными пропорциями и деталями,-имело свою собственную эстетическую характеристику.
Но относительно небольшой форум Романум не мог в полной мере удовлетворить потребностей быстро растущего города (в начале II в. н. э. Рим имел около полутора миллионов жителей) и уже с середины I века до н. э. рядом, с северной стороны, в седловине между Квириналом и Капитолием, начинают возникать новые, дополнительные форумы, называемые императорскими, вытянувшиеся один за другим длинной цепочкой. Все эти форумы — их было построено пять — отличаются от республиканского форума прежде всего тем, что композиция каждого из них едина и все они имеют симметричную планировку.
Наиболее сложен и интересен по композиции пятый и самый крупный форум — императора Траяна, построенный в начале II века н. э. по проекту зодчего Аиоллодора Дамасского. Форум Траяна состоял из нескольких элементов, размещенных но одной оси. Первым был большой перистильный двор, имевший квадратные очертания. В центре его стояла конная статуя императора. В глубине форум замыкался фасадом самой крупной в Риме базилики Ульпия. Подобно другим римским сооружениям этого рода, базилика Ульпия имела в плане прямоугольные очертания и представляла собой внутри единый объем, расчлененный на три нефа, не считая двух наружных галерей вдоль длинных фасадов — по одной с каждой стороны. Боковые нефы были двухъярусными, центральный же охватывал всю высоту здания. Нефы отделялись друг от друга колоннами, перекрытия были балочными; центральный неф перекрывался вместе со всем зданием бронзовыми стропильными фермами треугольной формы. Торцы базилики завершались полукруглыми залами — экседрами, где происходили судебные разбирательства.
|
|
Поскольку базилика Ульпия была обращена к большому двору своей длинной стороной, ее легко было пересечь насквозь, продвигаясь но основному направлению, совпадающему с осью форума. Оказавшись по другую сторону базилики, посетители попадали в пределы еще одного небольшого перистильного двора, слева и справа от которого были два здания библиотек — греческой и латинской литературы. В центре двора стояла огромная колонна — монумент, посвященный Траяну. Ствол колонн, высота которой достигала 38 метров, был обработан спиральной лентой с рельефными изображениями сцен из военных походов Траяна. За перистильным двором с колонной Траяна находился третий двор с храмом, посвященным ему же.
Все императорские форумы развивают основной планировочный принцип римско-эллинистической архитектуры — систему дворовой композиции с осевой постановкой центрального сооружения. Она же распространилась и на многие другие римские сооружения,
В пределах старого римского форума и форумов императорского времени находилось большое количество храмов. Они различны по размерам, но своим формам и включению в окружающую архитектурную среду, но в них присутствовали те архитектурные стилевые особенности, которые позволяют сразу отличать древнеримские храмы от греческих. Все они поставлены не на стилобаты, а на подиумы — площадки типа пьедесталов, с лестницей только с передней стороны. В большей части храмов — глубокие передние портики. Боковые фасады или прикрыты колоннадами, или же обработаны полуколоннами, таким образом храмы фактически являлись псевдопериптерами. Большинство их решено в коринфском ордере, столь любимом римлянами. Коринфский ордер мы находим в храме Диоскуров, в храме Венеры на форуме Цезаря и в других. В некоторых сооружениях этого рода применялся композитный ордер. Ионический и дорический ордера использовались в Риме все же в виде исключения.
Вершиной римской архитектуры времени ее расцвета являлся прославленный Пантеон — храм во имя всех богов, перестроенный Аполлодором Дамасским в 118—125 годах н. э. из зала терм Агриппы.
Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром почти 43 метра. Пролет этот — максимальный в римском зодчестве, непревзойденный в последующие века. При первом же взгляде на сооружение поражает простота композиции: огромный цилиндрический объем завершается мягко круглящимися очертаниями купола. И этот огромный сплошной массив кладки, лишенный каких бы то ни было проемов, служит фоном для глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном.
Построенный по-римски, путем использования кирпично-бетонных конструкций, что только и позволило столь блестяще решить строительную задачу. Пантеон был отделан внутри полихромными мраморами в гамме охристо-коричневых тонов с частичным введением белого мрамора. Вследствие того, что сооружение на протяжении всего времени его существования не переставало выполнять функции храма, оно поддерживалось и сохранило почти всю свою внутреннюю отделку. В этом отношении Пантеон также является сооружением уникальным.
К основному центрическому объему храма примыкают ниши-лоджии, отделенные от зала коринфскими колоннами. Выше ордера проходит кольцевой аттик, и над ним начинается купол, скуфья которого покрыта мятью рядами квадратных кессонов. Дневной свет, проникающий в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 метров). создает совершенно особое распределение света в пределах его внутреннего пространства. Свет скользит по полированным поверхностям мрамора, рефлексирует, в легком сумраке тонут экседры.
Базилики, о которых выше шла речь, были наряду с храмами главным компонентом римских форумов. В базиликах свободные римляне проводили основную, деловую часть своего дня. Вторая его часть, связанная с отдыхом, проходила в термах.
Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещении, связанных со спортом и гигиеной. Обычно термы называют банями, но это не было единственной их функцией. В термах находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед и выступлений ораторов. Термы достигали грандиозных размеров. Самыми крупными были термы императора Диоклетиана, вмещавшие до 3200 человек, и императора Каракаллы, вместимость которых составляла 1800 человек. Структура всех терм, их планы сходны. Вместе с тем каждое из сооружений имело свои отличительные особенности.
Термы Каракаллы представляли собой в плане огромный квадрат. Это была терраса, поднятая над землей на высоту одного этажа. В центре ее стояло основное здание, прямоугольное в плане..На его центральной оси одно за другим размещались три главных помещения типа залов: большой прямоугольный бассеин с холодной водой — фригидариум (не имевший перекрытия), центральный зал, вестибюль — тепидариум и, наконец, круглый бассейн с горячей водой, наполовину своего объема выступающий за пределы основных стен здания — кальдариум. Справа и слева от этих основных помещений находились другие залы, в том числе палестры, предназначавшиеся для занятий легкой атлетикой.
По контуру располагалась непрерывная цепь помещений, частично индивидуальных ванн, частично залов для отдыха. Под ними, в первом этаже, на уровне земли, находились торговые помещения, вход в которые был возможен с улицы.
Основная территория ксисты между главным зданием и огибающими ее помещениями использовалась как сад — с газонами, цветниками, аллеями. В наиболее широкой и просторной ее части, примыкавшей к заднему фасаду основного сооружения, планировался стадион, а перед ним — трибуны для зрителей.
Термы были связаны с потреблением огромного количества воды, поэтому сюда подводилось специальное ответвление водопровода — акведука. Подогрев ее производился котельными установками в подвалах под ксистой. где в тяжелых условиях, в полутьме и жаре работали рабы.
Римские термы, в том числе термы Каракаллы, представляли собой самые большие и сложные из римских сооружений по их планам, конструкциям и архитектурно-декоративному убранству.
В декоративное оформление терм активно вводились скульптура, мозаика. Фрески не применялись из-за возможной сырости в здании.
Наиболее наряден был тепидариум, перекрытый тремя большими крестовыми сводами пролетом около 25 метров. Пятовые их части опирались на одинарные монолитные полированные гранитные колонны коринфского ордера. Своды покрывала мозаика, частично золотая. Полы в термах были мраморными и мозаичными из белой и черной смальты с сюжетно-орнаментальными композициями.
Колоссальные двухсветные залы, перекрытые сводами, наполненные воздухом и светом, отделанные полихромными мраморами и различными средствами декоративного порядка, производили большое впечатление на современников. Сопоставление интерьеров римских терм и греческих архитектурных сооружении позволяет почувствовать огромную разницу между этими двумя стадиями развития античной архитектуры.