Специфика и истоки индийской цивилизации

Индийская культура является одной из самых оригинальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный немецкий писатель Г. Гессе замечал, что Индия является страной тысячи религий, в этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Это подчеркивал индийский писатель Рабиндранат Тагор.

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служат знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие составляют также удивительная музыкальность и выразительность языка индийского танца.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви – чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности – от местных дравидов [2] до пришлых ариев [3]. По сути, индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. В настоящее время в Индии насчитывается 14 основных языков и около 250 региональных диалектов. Языки Индии относятся к двум различным языковым семьям: дравидской на юге и индоевропейской на севере Индии. Многообразие велико и в религии, где наряду с индуизмом существуют ислам, сикхизм, джайнизм, буддизм, зороастризм, христианство и многочисленные племенные культы. Понять весь культурный комплекс многообразной Индии можно, лишь проследив исторические истоки становления основ индийской цивилизации.

Центрами формирования индийской цивилизации были три географические зоны:

ü Гималаи – высочайшая в мире горная система – надежная преграда на пути массовых передвижений групп людей;

ü долины рек Ганга и Инда, расположенные к югу от Гималаев. Эти реки сыграли важную роль в зарождении цивилизации и считаются священными;

ü Индостан – самая южная часть Индии, омываемая Индийским океаном.

Эти три географические зоны всегда были основными ареалами расселения этнических групп и их передвижения.

Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. История Древней Индии распадается на два больших периода:

ü Хараппская цивилизация, сложившаяся в долине реки Инд (2500–1800 гг. до н. э.);

ü Индоарийский период, охватывающий всю последующую индийскую историю и связанный с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инда и Ганга.

Хараппская (или протоиндийская) цивилизация отличалась становлением такой формы социальной интеграции, как город. Народы, проживающие на территории, где существовала Хараппская цивилизация, были талантливы и неустанно трудились. У них встречались различные религиозные культы. Главными центрами были города Хараппа и Мохенджо-Даро –«Холм мертвых» (современный Пакистан). Они отличались стройной планировкой и одной из самых совершенных систем городского водоснабжения и канализации. Монументальная архитектура сочеталась с высоким уровнем комфорта. Купальни и туалеты были в каждом доме. В центре города Мохенджо-Даро был бассейн – техническое чудо своего времени. Было вырыто более 600 цилиндрических колодцев, их стены выкладывались кирпичом особой формы.

Щедрая и благодатная природа этих мест определила процесс развития древнейшей индийской цивилизации: обилие больших и малых рек способствовало развитию земледелия и скотоводства. Доказано существование письменности (было найдено около 1000 записей) и высокоразвитых ремесел. Археологами найдены многочисленные каменные, медные, бронзовые орудия труда, образцы скульптуры малых форм и декоративно-прикладного искусства.

Существовали торговые связи хараппской цивилизации с городами Двуречья. И хотя сама эта цивилизация исчезла безвозвратно, но она оставила следы в истории различных народов Индостана. Начиная с середины II тысячелетия до н. э. коренное дравидское население Индии стало вытесняться на юг, а север превращался в арену все новых и новых этнических взаимодействий. Племена ариев первыми добрались до хараппской цивилизации, привнеся свой жизненный уклад, мифологию, язык – они и составили ядро индоевропейской культуры. Постепенно арийцы расселились по всей долине Ганга. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский, период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (в переводе с санскрита [4] веда – знание). Они представляют собой сборник религиозных текстов – гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед – рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте обитания, об их борьбе с местными племенами.

Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ, или перевоплощение), учение о карме [5]. Устойчивыми оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство семейных и бытовых обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое разделение общества. Государство объявлялось институтом, созданным богами, а покорность властителям приравнивалась к выполнению религиозного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: