double arrow

Варно-кастовый строй


Жесткая дифференциация индийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям – варн (их четыре), по профессиональной деятельности – каст (их 3,5 тысячи). В литературе эту систему называют варно-кастовым строем. Все это – результат длительного процесса становления производственных, правовых и культурных отношений.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны:

ü брахманы (представители знатных жреческих родов, осущест-вляющие контакты с божеством и управляющие государством);

ü кшатрии (военная знать).

Эти варны могли оказывать друг другу взаимную поддержку. Трудовое население входило в варны:

ü вайшьи (земледельцы, ремесленники, купцы);

ü шудры (слуги). Шудры безропотно служили членам других варн. Они были бесправны и лишены собственности. Шудры не имели права изучать Веды, не участвовали в религиозных ритуалах.

Вне варн оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий (уборщики мусора и трупов), со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Эти люди жили за пределами селений, рабами не являлись, но и не были защищены законом.




В процессе окончательного формирования рабовладения варновый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освящался религией. По наиболее распространенной богословской версии Бог – творец всего сущего, т. е. Брахма, сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер, шудр – из ступней.

Постепенное обособление варн привело к введению запретов на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Варно-кастовая система служила цивилизационным интересам:

1) средства к существованию обеспечивались в основном за счет сельского хозяйства;

2) индийская социокультурная модель развивалась весьма специфически;

3) привела к установлению полного преимущества индуизма перед другими религиями.

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве. Этот строй сохранялся вплоть до середины ХХ в., отдельные его отголоски до сих пор имеют место в крестьянстве.







Сейчас читают про: