Одна из центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности культур, существовавших на значительном временном отдалении от нынешних. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Достижения этих культур создали своеобразную базу для нынешнего научно-технического мира, и именно с этой точки зрения их культурное единство обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным и интеллектуальным уровнем культуры, одним из способов преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходят своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга.
Цивилизации Индии, Китая (а также Египта и Месопотамии) называются автохтонными [1]по следующим причинам:
ü практически одновременного возникновения;
|
|
ü самостоятельности развития;
ü отсутствия влияния друг на друга.
Совпадают также и важнейшие признаки этих цивилизаций:
ü они являлись письменными культурами городского типа;
ü их основу составляли земледельческие поселения, привязанные к водным артериям;
ü основой жизнедеятельности была ирригационная система, связь с городами осуществлялась по рекам;
ü города-государства являлись политическими, культурными, религиозными и административными центрами;
ü был сформирован централизованный аппарат управления, в котором важнейшие ступени иерархии занимали жрецы;
ü вся жизнь общества была строго регламентирована, четко зафиксированы социальная дифференциация, арендные отношения, недвижимость, семейное право.
Культуры древних Индии и Китая представляют собой классический пример восточного типа цивилизации – циклического вида развития. Графически этот путь можно изобразить в виде спирали, где каждый виток – это один цикл развития, переход от одного витка к другому – это «шаг» поступательного движения. Изменения в таких обществах происходили медленно: несколько поколений людей могли жить практически в одних и тех же условиях; традиции, авторитет старшего поколения канонизировались как высшая общественная ценность. При таком медленном циклическом развитии общество имело довольно развитые науку, культуру, философию. Поражающие мир открытия соседствовали с изящными искусствами и богатейшей духовной жизнью. Однако личность на Востоке не имела собственной ценности. Человек представлялся лишь песчинкой на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Символ восточной культуры – человек в лодке без весел. Жизнь человека определяло течение реки (времени), и не стоило сопротивляться течению с помощью весел. Таким образом, путь человека определяли традиции, государство, природа.