double arrow

Религиозно-философские системы. Во II тыс. до н. э. начали складываться важные религиозные традиции, которые к началу I тыс

Во II тыс. до н. э. начали складываться важные религиозные традиции, которые к началу I тыс. до н. э. получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики Ведами. Эти устные памятники являются синтезом дравидских и арийских знаний, записаны были на санскрите. Ведами владели брахманы и передавали их своим наследникам (ученикам). Индийцы обожествляли устное слово, для дословного запоминания Вед использовались системы ритма, мелодии и движения.

Веды состоят из нескольких частей:

1. Самхиты (древнейшая часть Вед). Включают четыре сборника:

ü Ригведа (религиозные гимны, молитвы богам);

ü Самаведа (песнопения);

ü Яджурведа (жертвенные формулы);

ü Атхарваведа (магические заклинания и формулы).

2. Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма.

3. Араньяки («лесные книги», правила поведения для отшельников).

4. Упанишады (религиозно-философские трактаты).

По своему значению выделяется Ригведа, провозглашающая ранневедийскую модель мира – Человек и Бог, отношения между ними. Связь между Человеком и Богом осуществляют священные поэты. Именно им открываются тайны божественного, они обладают особыми мудростью и интуицией и способны разглядеть мир богов, скрытый от других индийцев. Гимны – это и священный рассказ о небесной обители, и просительная молитва.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм – религия самих Вед. Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни:

ü Индра – бог грозы, могущественный воин;

ü Варуна – бог мирового порядка и справедливости;

ü Агани – бог огня и домашнего очага;

ü Сома – бог священного напитка.

Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога.

На следующем этапе ведизм трансформируется в брахманизм. Религия используется для оправдания общественного неравенства. Брахманизм представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице (тримýрти):

ü Брахма – творец мира;

ü Вишну – охранитель мира;

ü Шива – разрушитель мира.

Огромное значение имеют Упанишады – собственно философская часть Вед, возникшая около VII – III вв. до н. э. По форме Упанишады («сидеть около», т.е. у ног учителя, получая наставления; или – «тайное, сокровенное знание») представляют собой диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало – Брахман, или Атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения Бога, вездесущего духа, а Атман – души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В большинстве текстов они трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, неполным. Высший уровень – познание истины, т. е. духовного абсолюта,– это восприятие бытия в его целостности, достичь которого можно только с помощью мистической интуиции. Интуиция же, в свою очередь, формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем в Упанишадах – исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и др., подчеркивают их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики, и в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот. Проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием души и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Именно в Упанишадах впервые высказываются предположения о переселении душ (сансара) и воздаянии за прошлые действия (карма). Согласно сансаре, происходит трансмиграция души, которая будет происходить до тех пор, пока душа не освободится, не избавится от всех недостатков и не растворится во всемирной душе. Карма – мистическая сила, или закон, согласно которым все поступки человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. Праведник перерождается в более благородного человека, грешник – в более низкого человека или в растение (животное).

В VI в. до н. э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий. Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь – зло и жить – значит страдать. Создателем буддизма стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). Личность Будды, отшельника и странствующего проповедника, мифологически связывалась с поиском истинного пути к спасению, избавлению от страданий для себя и всего человечества.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»:

ü существует страдание;

ü его источник – желание;

ü спасение от страдания возможно;

ü есть путь к спасению.

Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние – нирвана [6]. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте. В буддизме существуют два направления:

ü Хинаяна (малая колесница) – предполагает полное вхождение в нирвану; этот путь достижим только через монашество – уход от мира;

ü Махаяна (большая колесница) – максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других; спасение возможно не только для монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Таким существом Махаяна считает Бодхисатву.

Одновременно с буддизмом в Индии возникает джайнизм. В его религиозно-философских трактатах – сутрах – содержится учение об освобождении от уз сансары (перевоплощение душ). Достичь этого можно через три сокровища джайнизма:

– правильное знание (вероучение);

– правильное видение (истина);

– правильное поведение.

Практический путь к спасению лежит в строжайшем соблюдении предписаний и суровой аскезе. Джайнизм говорит о вечности души, которая присутствует во всех вещах мира, поэтому последователям джайнизма запрещались рыболовство, скотоводство и даже сбор плодов с дерева. Поскольку даже вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ – червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Причина ограниченности души – в ее привязанностях и страстях, а знание способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина – Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание – это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий.

В середине I тыс. до н. э. оформляется индуизм, являющийся своеобразным синтезом буддизма, арийских традиций и дравидских культов. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая до 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. В наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары – воплощений Вишну. Согласно этой концепции, Вишну нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар – десять, главными среди которых являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Основой индуизма является учение о сансаре и карме в своей интерпретации. Главнейшими категориями являются Атман – индивидуальная душа и Брахман – вселенская душа. Эти души не связаны ни со временем, ни с пространством, ни с причинно-следственными отношениями. Конечная цель всякого прогресса – освобождение Атмана от природы и слияние его с Брахманом. Поведение человека зависит от почитания верховных богов – Вишну и Шивы. Священными являются корова и змея, цветок лотоса, река Ганг.

Литература и искусство

Ценнейшим источником для изучения индийских общественно-экономических отношений, а также науки и культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература. Основными памятниками эпической литературы стали «Махабхáрата» и «Рамáяна», записанные на санскрите.

Сюжетной основой «Махабхараты» («Великой войны потомков Бхараты»), состоящей из 18 книг (107 тысяч двустиший),– борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды (например, мифы о сотворении мира, потопе), рассуждения на религиозно-философские и другие темы. «Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса.

Наибольший интерес представляет «Бхагавадгúта» (божественная песня) – одна из книг «Махабхараты». В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Основное содержание «Бхагавадгиты» составляют поучения Бога Кришны. Он говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать Богу. «Бхагавадгита» содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении природы мира и природы человека; о генах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас – косное инертное начало, раджас – страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва – возвышающее, просветленное, сознательное начало). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющие жизнь людей. Также книга содержит представления о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йога (человека, посвятившего себя совершенствованию сознания); о подлинном и неподлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

Большой стройностью композиции и тщательной обработкой отличается поэма «Рамаяна», включающая около 24 тыс. двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной.

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальную музыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. В древнем трактате «Натьяшастра» записано: «Музыка – дерево самой природы, его цветение – танец». Творцом танца считается Шива. Чуть в меньшей степени, но также великолепным танцором признан Кришна.

Древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество достигают совершенства. Этим видам искусства присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств. Имелись специальные руководства и правила создания скульптуры. Были разработаны приемы иконографии, имеющие особенности в разных религиозных традициях – буддийской, джайнской и индуистской.

Расцвет искусства Древней Индии приходится на рабовладельческую эпоху династии Маурьев (IV – II вв. до н. э.). Так, дворец царя Ашоки имел три зала, расположенных ярусами, с каменными и деревянными колоннами, обвитыми золотыми виноградными лозами. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм.

Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами и ландшафтные парки. До III в. до н. э. основным строительным материалом было дерево – недолговечный материал, поэтому памятников материальной культуры тех времен не сохранилось. В III веке до н. э. начинается использование камня. Поскольку господствующей религией в то время был буддизм, то основные сохранившиеся сооружения – это ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Ступы – полусферические кирпичные сооружения. Согласно легенде, Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Будда постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Ступы служили для хранения реликвий Будды.

Стамбхи – монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, на вершине которых установлены фигуры священных животных, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городах Карле и Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно обращалось к низшей касте – крестьянам, так как в доступной форме проповедовало законы кармы и требования дхармы. В поэзии, прозе, музыке, драме индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее проявлениях, откликался на связь человека и Вселенной. Значительное влияние на развитие индийского искусства оказало то, что веды были против изображения божества. Поэтому образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, так как индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей, например, боги и цари всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

Суть древнеиндийского отношения к миру заключалась в понимании единства земной жизни и красоты, чувственного опыта и достижения высшего состояния духа. Для индийского искусства было характерно отражение восторга перед жизнью и природой, с одной стороны, и в то же время в ней звучал призыв к аскетизму, и освобождению от мирского зла. Такое тесное переплетение различных аспектов составляет сложность для восприятия этой культуры другими народами, но оно же и определяет неповторимый облик индийской цивилизации.

В современной Индии относятся с почтением к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций, и неудивительно что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

3.ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВКЛАД

В РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: