Быт и нравы в Древнем Китае

Основанием пирамиды государственности китайской цивилизации всегда оставалась семья. Число членов семьи исчислялось сотнями и тысячами. Держалась она на соблюдении «пяти постоянств»:

ü отец должен был следовать долгу и справедливости;

ü мать – источать милосердие;

ü старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;

ü младшие к старшим – уважение;

ü все сыновья – почитать родителей и вообще старших.

Государственные и коллективные интересы ставились всегда выше личных. Согласно конфуцианским нормам, от мужчины требовалось честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, подчиняться вышестоящим и главе рода. Обязанности женщины – служение мужу, смирение и послушание свекру и свекрови, усердие в труде и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Чем богаче был дом, тем бесправнее чувствовала себя в нем женщина. Только рождение сына делало ее сопричастной власти глав семьи, безграничны были ее права в роли свекрови.

Китайское общество снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

Китаец всегда своими помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, не случайно в китайском имени фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек.

Воспитание осуществлялось также в соответствии с постулатами и суждениями Конфуция. Идеально воспитанный человек должен был иметь высокие моральные качества: благородство, правдивость, стремление к истине. Именно Конфуцию принадлежит идея всестороннего, гармоничного развития личности, где приоритетная доля принадлежит не образованности, а морально-духовному началу.

Брачным возрастом мужчины было достижение им 30 лет, а женщины – 20 лет. Но такие правила нередко нарушались, известны случаи, когда императоры женились в 15, 16 лет, а девушки выходили замуж в 13, 14 лет. Приверженцы конфуцианства осуждали ранние браки. Выбор невесты осуществлялся по нескольким критериям: внешний вид, происхождение, богатство. Эстетическим идеалом китайской девушки считалась та, которая имела утонченную, почти невесомую фигурку с полным отсутствием всяких выпуклостей (поэтому девушкам туго бинтовали грудь), максимально маленькие и изящные руки и ступни, высокий округлый лоб, выразительные глаза, маленький нос и рот с ярко-красными губами. Широко использовались различные косметические средства. На свадьбу приглашали множество гостей, нередко родители жениха вынуждены были брать деньги в долг.

Китай – родина многих величайших изобретений и открытий. Здесь появились шелк, чай и чайная церемония, порох и компас, фарфор, бумага и книгопечатание (с досок). Воздушные легчайшие велосипеды с остовом из бамбука и бумаги, на которых смельчаки перелетали Ла-Манш, были известны в Древнем Китае.

Однако в целом отношение к техническим новшествам в Китае всегда было отрицательным: концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, т. е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовным океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы, включался в ритм природы. Он не позволял себе земляной работы зимой, так как нельзя было будить заснувшую землю. Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к жизни во всей ее полноте и рациональной устроенности.

Таким образом, восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга.

Ментальность народов восточного типа была своеобразной. Общественное сознание носило харизматический характер: действительность воспринималась через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Боги и небесные силы воспринимались как часть живой природы.

Представление об историческом времени на Востоке имело не меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существовало как бы одновременно, вместе. Это объяснялось тем, что душа – бессмертна, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие существуют в настоящем и влияют на человека, также существуют и неродившиеся потомки, поэтому на Востоке не возникла проблема «отцов и детей».

Главной ценностью бытия народов Востока являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Общества были построены на принципах коллективизма, личностное начало развито слабо. Изменения в обществах происходили медленно, был очень высок авторитет старшего поколения.

Тем не менее, каждая из рассмотренных цивилизаций имела и свои отличительные черты, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие народов этих стран.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Гомбрих Эрнст. История искусства.– М., 1998.

Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2003.

Культурология./ Под ред. А. С. Неверова – Мн., 2004.

Моисеева Л. А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону, 2000.

Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии.– М., 2003.

Силичев Д. А. Культурология.– М., 2000.

Дополнительная

Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь.– М., 1997.

Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века.– М., 1963.

Искусство стран и народов мира. Т. 2.– М., 1965.

Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства.– М., 1966.

Культура Древней Индии.– М., 1975.

Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло.– М., 1968.

Виноградова Н. А. Искусство Китая.– М., 1988.

Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1999.

Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая.– Мн., 1997.

Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре.– М., 1961.

Энциклопедия Нового Китая.– М., 1989.

 
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: