double arrow

Московский Кремль и... многое другое

4

Вторая часть книги посвящена Московскому кремлю и Красной площади. Ранее было уже показано, что название МОСКВА и КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ означают одно и то же, только на разных языках. А вот насчет происхождения слова КРЕМЛЬ-КРМЛь- можно привести две версии. Словосочетание КУРО «центр» МЕЛЬ «желание, стремление»-КРМЛь- означает «центр желаний, стремлений» и имеет, скорее всего, религиозное значение аналогичное ИЕРУСАЛИМу или мусульманской МЕККЕ. Или же от КУРО «центр» МЕнеЛЬ «небо»-КМ(Н)Ль- и, соответственно, КРЕМЛЬ в этом случае будет означать НЕБЕСНЫЙ ЦЕНТР или даже ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ. В связи с этим уместно было бы дать здесь расшифровку понятия ИЕРУСАЛИМ-ЙРСЛМ, по поводу которого авторы говорят, что вплоть до XVII века оно имело смысл ЦЕНТРА ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ или даже МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ, а не название города как теперь. В эрзянском ЙУР «основа, корень» СОЛ «утешение» ОЙМЕ «душа»-ЙРСЛЙМ, что означает «основное(место) для утешения души» легко угадывается слово ИЕРУСАЛИМ именно с тем смыслом, о котором говорят авторы книги. Кстати, похожее на это слово название города ЯРОСЛАВЛя вполне может иметь похожую этимологию и смысл: ЙУР СОЛ ВАЛ «слово» - означает «основное (место) словесного утешения», т.е. «основное молитвенное место» и опять таки подразумевается религиозный центр. Тогда имя ЯРОСЛАВ может быть производным от названия города, а не наоборот, как считается сейчас. Корень СОЛ «утешение» имеется и в имени библейского царя СОЛОМОНа, что означает СОЛ ЛОМАНЬ «человек» - «человек-утешитель», что вполне соответствует смыслу деятельности этого царя, который является одним из главных действующих лиц Библии и строителем Храма. Это имя идентично «мусульманскому» имени СУЛЕЙМАН. СОЛОМОН – «человек-утешитель» по смыслу - это и Иисус Христос, строитель Храма новой веры – христианства.




Теперь о соборе ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО, который в XVI-XVII веках часто называли просто «ИЕРУСАЛИМ». Не обсуждая общепринятые объяснения этого имени, приведем свои соображения. Этимологию этого слова можно вывести из ПАС СОЛ «божье утешение», одним словом – «благодать, блаженство», откуда греческое «базилевс» и имя ВАСИЛИЙ. Прозвище БЛАЖЕННЫЙ дублирует на русском языке смысл имени ВАСИЛИЙ. От этого имени могло произойти: ВАСИЛИЙ – ПАС ИЛИЯ – Бог ИЛЬЯ, т.е. известный ИЛЬЯ-пророк, Василий Блаженный также почитался как пророк. Прозвище БЛАЖЕННЫЙ может иметь и смысловое «второе дно». Если БЛАЖЕННЫЙ производное от БЛАГО, то с учетом того, что слово БЛАГОЙ с эрзянского означает «злой, крутой, грозный» этот смысл уже будет раскрывать смысл светского прозвища царя Василия, которого, как и его сына Ивана, при царствовании прозвали ГРОЗНЫМ. Кроме того, этот храм имеет и другое название: ПОКРОВСКИЙ СОБОР НА РВУ или по-другому – ХРАМ ПОКРОВА НА РВУ, привычное, но совершенно непонятное название. Общепринятое объяснение таково: храм назван в честь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, в память явления ок. 910 года в Константинополе во Влахернском соборе Богородицы, простирающей свой ПОКРОВ над всеми верующими. Это название напрямую связывает этот храм с Богородицей, указывая на то, что первоначальным объектом поклонения там была именно Богородица. Наверное, чтобы скрыть этот факт, миллеровская история устами А. Олеария сообщала, что немцы этот храм называли вполне по христиански Троицкой церковью (ЦЕРКовь, ЦЕРКВА– ЦЕРК КУВА, где ЦЕРК – это в обратном порядке немецкое слово KREUZ «крест», русское КРЕСТ, эрзянское КРЁСТ, что первично, можно догадаться по слову ЦЕРКВА-ЦЕРК КУВА – от КРЁСТ КУВА «место, где крест», где ЦЕРК- это обратное от КРЁСТ). В названии храма слово ПОКРОВ все одно остается загадкой, а о значении выражения НА РВУ тоже остается только догадываться. Наша версия этимологии этого названия такова: выражение ПОКРОВА НА РВУ произошло от словосочетания ПОКай «крещение, посвящение, поклонение» НОРОВАВА «Богиня земли, Богиня урожая, Богиня плодородия, но это не христианская, а ЯЗЫЧЕСКАЯ БОГОРОДИЦА», т.е. «ПОКЛОНЕНИЕ БОГИНЕ ПЛОДОРОДИЯ». После некоторых перестановок слогов в словах для придания сочетанию ПОК НОРОВАВА русского звучания, получилось известное теперь, но не совсем понятное ПОКРОВА НА РВУ. Поэтому совсем не удивительно, что храм, посвященный БОГИНЕ ПЛОДОРОДИЯ, был расписан РАСТИТЕЛЬНЫМ орнаментом. Наверное, не будет ошибкой утверждение, что ВСЕ сохранившиеся древние храмы с растительным орнаментом были посвящены именно ЯЗЫЧЕСКОЙ БОГИНЕ ПЛОДОРОДИЯ (Женскому Началу) - БОГОРОДИЦЕ. Можно предположить, что для молитв и поклонения в храме обязательно должна была быть икона ПАСАВА – буквально, «БОГОРОДИЦА». Об этом прямо говорит третье название - ХРАМ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, где слегка измененное название БОГОРОДИЦЫ в БОЖЬЮ МАТЕРЬ кардинально меняет смысловой акцент, когда всеобщая языческая БОГОМАТЕРЬ-БОГОРОДИЦА превращается в персонифицированную БОЖЬЮ МАТЕРЬ, под которой следует понимать, наверное, Деву Марию. Тогда возникает закономерный вопрос: если главный храм Москвы XVI века - ИЕРУСАЛИМ – собор ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО первоначально был посвящен ЯЗЫЧЕСКОЙ БОГОРОДИЦЕ, когда же было КРЕЩЕНИЕ РУСИ? Или же КРЕЩЕНИЕ и ХРИСТИАНИЗАЦИЯ – это не одно и то же? Вот какие «крамольные» вопросы ставит историческая этимология.





* * *

А имеют ли объяснение, и каково происхождение столь нам сейчас привычных названий ворот и башен московского Кремля? Согласно выводам авторов книги Кремль начали строить в конце XVI века, а свои официальные названия ворота и башни Кремля получили уже при царе Алексее Михайловиче, который в 1658 году издал даже специальный Указ, в котором повелел все Кремлевские и Белогородские ворота (московского Белого города) переименовать. Принято считать, что именно с того времени эти названия и сохранились. Авторы считают, что этим Указом были переименованы старые «рабочие» названия вроде Рыбные, Стадные, Навозные и т.п. Проверим. Вначале нужно отметить, что по утверждению авторов в библейской Книге Неемии под именем Иерусалима описывается Московский Кремль, и библейские названия ворот Иерусалима имеют отражение и в названии Кремлевских ворот. Нисколько не оспаривая эти выводы относительно названий ворот и башен Кремля, попробуем рассмотреть эти названия с несколько другой точки зрения.

Начнем с ГЛАВНЫХ ворот Кремля, которые называются СПАСскими. Оказывается эти ворота издревле (до Указа?) назывались ФРОЛОВСКИМИ. Знаменитый исследователь Москвы XIX века И.Е. Забелин (тот, кто производил название Москвы от слова МОСТКИ) это название связывает с именем церкви св. Фрола и Лавра, покровителей домашнего скота, предполагая, что напротив этих ворот располагались стада животных. Такое странное обоснование этого названия оказывается связано с тем, что главные ворота библейского Иерусалима назывались ОВЕЧЬИМИ именно из-за того, что название главных ворот Кремля как-то связано со скотом. Сложно и довольно-таки туманно. По нашей версии название ФРОЛОВские- ФРЛВ – могли произойти от действительно древнего эрзянского названия ПРЯ «главный» ЛУВ «основной». ПРЯ ЛУВ-ПРЛВ- означает ГЛАВНЫЕ, ОСНОВНЫЕ ворота, каковыми они и считаются по сию пору. А появление в Библии названия ОВЕЧЬИ можно пояснить тем, что произошла некоторая путаница, скорее всего при устной передаче, выражения ПРЯ ЛУВ «главные, основные» со словом РЕВЕ ЛЕВкс «ягненок», отсюда могло возникнуть и название ОВЕЧЬИ.

Происхождение названия следующих ворот – ТИМОФЕЕВские, вроде бы не требуют объяснения – от слова ТИМОФЕЙ, правда не ясна причина такого наименования да и слово это в русском языке применяется в качестве имени. Если это какое-то искаженно воспроизведенное (как и в других случаях) слово, то логично предположить, что оно должно иметь какое-то касательство к Кремлю, к этой башне. В этом контексте можно предложить версию этимологии этого названия от эрзянского ТЕЕМА «стройка» ПЕЙ «зуб, башня» - ТЕЕМА ПЕЙ, значит «строительная башня». Видно эти ворота были вспомогательными в процессе строительства, и после окончания строительных работ были заделаны. След их виден до сих пор в стене КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОЙ –КНСТНЛН -башни. Кстати, название башни некоторым образом подтверждает эту версию: эрзянское КАНСТ «ноша, груз» НИЛЕНЬ «четвертый» - КАНСТ НИЛЕНЬ –КНСТ НЛН- означает «грузовая четвертая», что является технологической характеристикой этой башни при строительных работах.

По поводу НИКОЛьских-НКЛ- ворот И.Е. Забелин сообщает: «Николаевские или Никольские кремлевские ворота… прозваны от монастырской церкви Николы Старого». А может все же, это название также как-то характеризует именно эту башню или ворота? Как ни удивительно, но оказывается возможны оба варианта. ИНЕ «большой» КОЛ «мастерски, искусно» - ИНЕ КОЛ «большая, искусно (сделанная)»- НКЛ- такая характеристика относится, конечно же, к башне и действительно, она отличается от других кремлевских башен особым оформлением и изяществом. А ИНЕ «большой» КЕЛЕЙ «широкий» - ИНЕ КЕЛей «большая, широкая» -НКЛ- это уже характеристика ворот. Крепостные ворота Иерусалима названные в Библии РЫБНЫМИ могли получить это наименование от названия этих кремлевских ворот потому, что корень НКЛ имеет еще одну смысловую огласовку – ИНЕ «большой» КАЛ «рыба»-«большие рыбные» - отсюда и название РЫБНЫЕ ворота.

Следующие кремлевские ворота и башня называются сегодня ТРОИЦКИЕ, а старое название – КУРЯТНЫЕ или КУРЕТНЫЕ- КРТН. Последние «непонятные» наименования (действительно, не от корня же КУРЫ произошли эти названия) достаточно легко объясняются через эрзянский язык: слово КОРОДОМА-КРДМ означает «ограждение, охрана, защита», что характеризует эту башню как ЗАЩИТНУЮ, ОХРАННУЮ, и от него в результате небольшой, скорее всего, устной трансформации Д-Т, М-Н получилось название КУРЯТНЫЕ-КУРЕТНЫЕ. Авторы связывают ТРОИЦКИЕ ворота с ГРЯЗНЫМИ, ГНОЙНЫМИ воротами Иерусалима. В подтверждение этому можно привести и другой аргумент. Дело в том, что ТРОИЦКОЕ на эрзянском звучит как КОЛМО и это слово на слух почти не отличается от слова КОЛЕМА «порча, гниение», а отсюда – ГНОЙНЫЕ ворота Иерусалима, как отражение названия Троицких ворот московского Кремля. В этом случае можно предположить, что эти ворота и башня кроме названий Ризоположенские, Знаменские, Богоявленские, Неглининские раньше могли именоваться Коломенские, но это чисто умозрительное предположение. А название КУРЕТНЫЙ в этом случае могло относиться к соседней КУТАФЬЕЙ башне, которая является действительно ОХРАННОЙ, защищая дорогу к Куретной башне. Кстати, название КУТАФЬЯ также «непонятное». Вероятная этимология этого слова – от эрзянского КАВТО – КВ(Ф)Т-«два, второй» откуда после некоторой устной трансформации получилось звучное название КУТАФЬЯ. Это название характеризует эту башню как вторую относительно первой – Куретной..

Происхождение названия БОРОВИЦКОЙ воротной башни было показано выше при обсуждении названия БРАШЕВА – БРШВ - дорога, которую именовали также БОРОВИЦЕ – БРВЦ. Летописный «Красный перевоз на Брашове или Боровице» - это и был, наверное, брод (перевоз) через Москву-реку недалеко от БОРОВИЦКОЙ башни. «Красный перевоз» - это неправильный перевод, вернее, неоднократно уже указанная путаница при переводе эрзянских слов МАЗЯ «мель, неглубокое место, брод» и МАЗЫЙ «красивый или красный, в этом значении» и по сути означает просто «мель, перевоз (брод)» -МАЗЯ, а перевели как «красивый » - МАЗЫЙ (брод, перевоз). Летописи отождествляют эти названия по одной простой причине – они оба являются несколько трансформированными производными словами от одного первоначального названия ПРЯ «главный» СОВИЦЯ «входящий» - ПРЯ СОВИЦЯ - ПРСВЦ – в результате перехода С,Ц-Ш получилось название БРАШОВА, а слияния С,Ц-Ц – БОРОВИЦкая. Название БОРОВИЦКАЯ характеризует ворота и башню как ГЛАВНЫЕ ВХОДНЫЕ или ВЪЕЗДНЫЕ, так же называлась и дорога, ведущая к этим воротам. И это название, как видно, не имеет никакого отношения к БОРУ, шумевшему на этом месте в древние времена, как объясняют нам историки (тогда уж, согласно русской грамматике, скорее, от слова БОРОВ, чем БОР, называли ведь в Библии главные ворота и башню ОВЕЧЬИМИ). Приведенную этимологию названия БОРОВИЦКИЙ подтверждает и второе название этих ворот – ПРЕДТЕЧЕВСКИЕ - ПРДТЧВ, где ДТЧВ – это результат преобразования СВЦ в названии ПРЯ| СОВИЦЯ-ПРСВЦ.. Однако этому названию можно дать и другое объяснение: слово ПРЯДЫЦЯ – ПРДЦ - означает «завершитель», т.е. ПРЕДТЕЧЕВСКАЯ может означать ЗАВЕРШАЮЩАЯ (башня).

И последние кремлевские ворота называются сегодня ТАЙНИНские-ТЙНН, они давно заделаны. Этимология этого наименования совершенно ясна: такое название ворота и башня получили потому, что внутри башни был устроен ТАЙНИК-КОЛОДЕЦ. Но тайные колодцы были и в некоторых других башнях. Для полноты картины обязательно должно существовать и объяснение этого названия через эрзянский язык. Так оно и есть. Слово ТЕЙНЕМс-ТЙНМ означает «строить» и эта воротная башня, наряду с Тимофеевской башней на противоположной стороне Кремля, скорее всего, была строительной башней. Они похожи и конструктивно: только эти башни имеют выносные башенки, соединенные с ними высокими переходами. После окончания строительства ворота в Тайнинской башне, как и в Тимофеевской, были заделаны.

Несколько слов о неупомянутых названиях крепостных ворот библейского Иерусалима: ворота ИСТОЧНИКА, ДОЛЬНЫЕ ворота или ворота ДОЛИНЫ. Если БОРОВИЦКИЕ ворота – это, как мы выяснили, ГЛАВНЫЕ ВХОДНЫЕ-ВЪЕЗДНЫЕ ворота, то должны быть и ГЛАВНЫЕ ВЫХОДНЫЕ ворота. Если посмотреть старинные планы Кремля, так могли называться и сами Боровицкие ворота. По всему, ГЛАВНЫЕ хозяйственные, грузовые ворота Кремля, потому что большая Боровицкая дорога с запада заканчивалась именно у этих ворот, рядом находился брод через Москву-реку на дороге с юга, напротив ворот был большой постоянный мост через Неглинку, т.е. через эти ворота свободно совершалось двустороннее движение. Так могли называться и ГЛАВНЫЕ- ОСНОВНЫЕ ворота (ПРЯ ЛУВ) – Фроловские или Спасские, так же большие и имеющие достаточно большой мост через искусственный канал, соединявший Москву-реку и Неглинку. Как бы то ни было, ГЛАВНЫЙ ВЫХОД (выезд) на эрзянском ПРЯ ЛИСЕМА-ПР ЛСМ- и ввиду того, что похожих названий ворот или башен дошедших до наших времен нет, то соотнести такое название с каким либо объектом невозможно. Но с этим названием возникают некие коллизии именно в связи с названиями иерусалимских ворот. Дело в том, что почти идентичное по звучанию слово ЛИСЬМАПРЯ означает «ИСТОЧНИК, РОДНИК», а как известно, одни из иерусалимских ворот называются точно так: ворота ИСТОЧНИКА, прямо доказывая тот факт, что в названиях ворот московского Кремля существовало похожее на ПРЯ ЛИСЕМА наименование. На возможность того, что именно Боровицкие – Дольные (согласно авторам и Библии) - Главные въездные ворота могли называться и ГЛАВНЫМИ ВЫЕЗДНЫМИ и как-то связаны с библейскими воротами ИСТОЧНИКА указывает Библия: пророк Неемия , направляясь в Иерусалим, ночью верхом проехал через ворота Долиные (Главные Въездные) перед ИСТОЧНИКОМ Драконовым. Здесь ИСТОЧНИК мог появиться из-за неправильного перевода слов ПРЯ ЛИСЕМА «главный выход» как ЛИСЬМАПРЯ «родник, источник», что указывает на то, что эти ворота были также и ГЛАВНЫМИ ВЫХОДНЫМИ-ВЫЕЗДНЫМИ. Появление библейского наименования ДРАКОНОВ источник авторы увязывают с названиями ЧЕРТОРЬЕ-ЧЕРТОЛЬСКИЙ-ЧЕРТОРЫК (ручей). Авторы книги выводят этимологию слова ЧЕРТОРЫК-ЧРТРК от ЧЕРТ-АРЫК и с этим названием связывают появление библейского Драконова (Чертова) источника. На древнем плане Москвы видно, что дорога, входящая в Боровицкие ворота проходит по местности под названием ЧЕРТОРЬЕ-ЧРТР. Эрзянское ЧИРЕ «берег» ТАРКА «местность»- ЧИРЕ ТАРКА-ЧРТРК означает буквально «береговая местность», т.е. – это береговая полоса Москвы-реки. Другая, но также подходящая по смыслу версия – от ЧИРЬ «крутой» ТАРКА «местность» указывает на «крутую местность», характеризуя ту же береговую полосу. От ЧИРЕ(Ь) ТАРКА и произошли все эти названия: ЧЕРТОРЫК – ЧЕРТОРЬЕ- ЧЕРТОЛЬСКИЙ. ЧЕРТОЛЬСКИЕ ворота московского Белого города называются по-другому ПРЕЧИСТЕНСКИЕ. Этимологию слова ПРЕЧИСТЕНКА можно вывести из эрзянского ПРЯ «главный» ЧИСТЭ «ежедневный», т.е. ГЛАВНЫЕ ЕЖЕДНЕВНЫЕ ворота города или из ПИРЕ «ограждение» ЧИСТЭ «ежедневные» - ЕЖЕДНЕВНЫЕ ОГРАЖДАЮЩИЕ ворота, т.е. защитно-ограждающие, контрольно-пропускные ворота, где, наверное, всегда стояла стража. А эрзянское слово ЛАШМО «долина» - ЛШМ- похоже без огласовки на ЛИСЕМА или ЛИСЬМА-ЛСьМ и вполне вероятно, что при неправильном переводе слова ЛИСЕМА «выход» его могли перевести как ЛАШМО(Сь-Ш) и в результате получилось еще одно название, ворота ДОЛИНЫ, библейского Иерусалима.

Самая мощная безворотная угловая башня Кремля, носящая сегодня название Угловая Арсенальная представляет дополнительный интерес в связи с историей постройки самого московского Кремля. Эту башню авторы отождествляют с ПЕЧНОЙ башней библейского Иерусалима выводя это название от неправильно понятого переводчиками наименования УГЛОВАЯ-УГОЛЬНАЯ, связывая определение УГОЛЬНАЯ со словом УГОЛЬ и, соответственно, с отоплением. Другое название этой башни – СОБАКИНА, которая, по всей видимости, и является первоначальной. Оказывается это неблагозвучное и несколько странное название прямо связывает два Кремля - Московский и Казанский. Согласно реконструкции авторов, разгром Казани Иваном Грозным в 1552 году описан в Библии как разгром Иерусалима Ассирийским царем Навуходоносором, а столичное строительство Москвы во времена опричнины трактуется Библией как «восстановление» прежнего Иерусалима после вавилонского пленения. При восстановлении Иерусалима копировали старый Иерусалим. Выходцы из разгромленной Казани=хазарского Иерусалима XVI века, прибыв в Москву в свите Ивана Грозного, принимаются за возведение Кремля по образу и подобию старого разрушенного Казанского Кремля, что подтверждается некоторыми историческими фактами. Скажем, известный своей уникальной архитектурой храм Василия Блаженного (храм Казанской Божьей Матери) на Красной площади имел, оказывается, образец – КАЗАНСКИЙ ХРАМ, сегодня полностью разрушенную мечеть Кул-Шериф (это название по ОИ, а в действительности этот храм мог быть посвящен БОГОМАТЕРИ-БОГОРОДИЦЕ (см. выше этимологию третьего названия этого храма – храм Покрова на Рву) икону из которого перевезли затем в Москву, а позднее романовские историки «превратили» его в мусульманскую мечеть, на бумаге). Потому нас и поражает не похожий на современные фрески православных храмов растительный орнамент московского храма, но это и не «мусульманский» орнамент – это как уже показано выше, оформление ВСЕХ храмов на Руси, да и не только, посвященных БОГОРОДИЦЕ. Существует еще несколько общих черт между этими Кремлями: сходное топографическое расположение – и тот и другой находятся при впадении одной реки в другую, которые образуют две стороны треугольника Кремля и являются естественными водными преградами; и в Москве, и в Казани именно против искусственного рва находятся «рыбные названия» - РЫБНЫЕ ряды в Москве и РЫБНОРЯДСКИЙ овраг в Казани; и в Казанской крепости и в Московском Кремле есть СПАССКИЕ и ТАЙНИЦКИЕ ворота и башня (в Москве они называются ТАЙНИНСКИЕ) Но самым удивительным является присутствие в Казани, как и в Московском Кремле, рассматриваемой нами сейчас, СОБАКИНОЙ башни. В Казанском Кремле башня называется СЮЮМБЕКИ. Согласно легендам так звали жену последнего казанского хана Сафа-Гирея, которая после захвата города войсками Ивана Грозного бросилась вниз с этой башни. По версии авторов, башня в Московском Кремле названа по имени последней жены Ивана Грозного Марфы СОБАКИНОЙ. Названия СОБАКИНА и СЮЮМБЕКИ по звучанию очень похожи, но которое первично? Этимологически оба названия никак не определены - СОБАКИНА от фамилии московской царицы (которая не стала фактической женой Ивана Грозного), СЮЮМБЕКИ – от имени царицы казанской. Нет никакой разумной мотивации наименования башен, что в Москве, что в Казани – одни догадки и предположения. Если Кремль в Москве строили по подобию Казанского, то название СЮЮМБЕКИ должна быть первичной. Тогда царица СЮЮМБЕКИ и Марфа СОБАКИНА – это одно и то же лицо, библейская ЭСФИРЬ. Но нет ли более приемлемого варианта этимологии этих названий, как и в вышеприведенных случаях, просто каким-то образом характеризующих эти башни? Согласно описанию башня СЮЮМБЕКИ в Казанском Кремле – это стройное СЕМИЯРУСНОЕ сооружение из обожженного красного кирпича. Нижние три яруса башни четырехугольные, верхние восьмигранные, заканчивающиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом. Это хорошо видно и на рисунке, приведенном в книге. Башня СЮЮМБЕКИ – СЕМИЯРУСНАЯ, самое высокое сооружение того времени, что ее ярче всего и характеризовало. Эрзянское СИСЕМЬ «семь» ВЕЙКЕть «уровень» означает «семь уровней», т.е. СЕМЬ ЯРУСОВ, соответственно название башни СИСЕМЬ ВЕЙКЕть- СЕМИЯРУСНАЯ. От эрзянского СИ(С)ЕМЬ ВЕЙКЕть и произошло татарское название башни СЮЮМБЕКИ, а от него - название башни Московского Кремля – СОБАКИНА. В случае верности этой версии этимологии названий башен (а другие убедительные объяснения отсутствуют), возникает много интересных вопросов к историкам. Например, что первично, название башни СЕМИЯРУСНАЯ или царица с таким именем? Вопрос, думается, риторический. Татарские легенды прозвавшие царицу таким именем, конечно же не ведали действительного значения этого названия. Тогда вопрос проистекающий из этого вывода – как же это татары не понимали названия башен в своей крепости? Это может быть в одном случае – это ОНИ ЗАХВАТИЛИ ГОРОД КАЗАНЬ (тогда, может быть называвшийся совсем по другому, например, К(Х)АЗАР или БУЛГАР) ВМЕСТЕ С ИВАНОМ ГРОЗНЫМ. Кстати этот совершенно невозможный с точки зрения ОИ, да пока и НХ, вывод подтверждается только топонимикой: даже в наше время на территории современного Татарстана и Чувашии, где давно уже не живет мордва очень много географических названий, объясняемых только через мордовский язык. Предки современных татар были НЕ ВРАГАМИ, а СОЮЗНИКАМИ Ивана Грозного. А возникающих по этому поводу вопросов пока лучше вообще не касаться, потому как сегодня это кажется нелепостью. Но НХ тоже, даже сейчас, многими воспринимается неоднозначно. В этой связи можно привести и объяснение названия ПЕЧных ворот библейского Иерусалима, которых авторы отождествляют именно с УГОЛЬНОЙ-СОБАКИНОЙ башней московского Кремля, название которой, как выяснено, прямо связано с Казанским Кремлем. Эрзянское название татар ПЕЧказт произошло, скорее всего, от корня ПЕЧкема «резать, убой» и в словаре этого слова почему-то нет, может быть из-за того, что вызывает нежелательные ассоциации.

Но сегодняшняя УГЛОВАЯ-АРСЕНАЛЬНАЯ башня Московского Кремля не соответствует названию СЕМИЯРУСНАЯ, потому что у нее ШЕСТЬ ярусов, хотя раньше, до перестроек, может быть, было семь. Название СЕМИЯРУСНАЯ-СЮЮМБЕКИ-СОБАКИНА подходит сегодня к другой тоже большой, круглой УГЛОВОЙ - ВОДОВЗВОДНОЙ башне Кремля, у которой действительно СЕМЬ ярусов. Другое название этой башни, СВИБЛОВА-СВБЛ, могло произойти от эрзянского СЮВО «заостренная» ВЕЛЬкс «верх, верхняя часть»- СВВЛкс, что характеризует эту башню как с «заостренным верхом». Воротная СЕМИЯРУСНАЯ башня казанского Кремля указывает на прямую связь Казани-Иерусалима с библейским Иерусалимом-Царь-Градом, потому как в юго-западном углу Царь-Градских стен расположен СЕМИБАШЕННЫЙ замок (Гептапиргий). По подобию с Иерусалимом-Царь-Градом в юго-западном углу стен Московского Белого Города была выстроена единственная СЕМИВЕРХОВАЯ воротная башня.

* * *

Согласно ОИ (официальной истории) после взятия и разгрома Казани Иван Грозный решил заново отстроить казанский Кремль, сделать его неприступной крепостью. Строили казанскую крепость знаменитые псковские мастера – лучшие зодчие и строители того времени, среди которых был и выдающийся архитектор XVI века Постник Яковлев, который и построил собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Даже известно время начала работ – весной 1556 года, что удивительным образом совпадает с выводом авторов о том, что описание восстановления Иерусалима после его разрушения Навуходоносором в Библии – это восстановление Казани после его разгрома Иваном Грозным. Библейское событие происходило на седьмом году правления Арта-Ксеркса и, по реконструкции авторов, примерно в 1554 году, что ненамного отличается от официальной даты. Тогда получается вполне логичная картина: согласно библейскому описанию и реконструкции авторов, собрание граждан для решения о восстановлении города происходило зимой в середине декабря 1555 года, если дата 1556 год верна, а весной следующего года начались строительные работы по восстановлению Казани. Однако в следующей за первой книгой Ездры книге Неемии рассказывается о более грандиозном строительстве Иерусалима, но уже на ДВАДЦАТОМ году Арта-Ксеркса Долгорукого. По этому в научной библеистике давно существует некоторая проблема: когда же в действительности начали восстанавливать Иерусалим – то ли на седьмом, то ли на двадцатом году Артаксеркса. Но эта проблема исчезает, если принять за факт, что на седьмом году начали восстанавливать «старый Иерусалим» - Казань, а на двадцатом году, т.е. в 1569-1570 г.г. – начали строительство «нового Иерусалима» - Москвы по подобию старого. Дубликатом этих событий в Российской истории, по реконструкции авторов, является восстановление столицы Хазарского каганата города ХАЗАР после его разгрома русскими князьями Святославом, а затем Владимиром, но уже под русской властью. Но, интересная деталь, по словам средневекового автора восстанавливали город уже не хазары-иудеи, а МУСУЛЬМАНЕ (согласно НХ церковный раскол на православие и мусульманство произошел в XVI-XVII веках).

В связи со строительством Московского Кремля возникает и вопрос о строителях. Согласно ОИ Кремль был построен в нынешнем виде царем Иваном III (тоже Иваном Васильевичем и тоже Грозным – дедом Ивана IV Грозного) приглашенными для этой цели итальянцами, даже известны их фамилии. Еще в предыдущих своих работах авторы показали, что царь Иван III является дубликатом царя Ивана IV Грозного с хронологическим сдвигом в 100 лет. Поэтому логично было бы предположить, да об этом прямо было сказано ранее, что московский Кремль строили те же строители, которые восстанавливали Казанский Кремль, тем более, что об этом же сообщает и ОИ, упоминая о зодчем Постнике Яковлеве. Поэтому можно смело сделать вывод, что строителями первоначального каменного Московского Кремля были уроженцы не ИТАЛИИ, а ИТИЛИ (ИТИЛЬ, ИДЕЛЬ, ЭТИЛЬ – это булгаро-тюрко-хазарское название Волги и так называлась по ОИ столица Хазарии). В подтверждение этого можно вспомнить неоднократно упоминаемые свидетельства русских летописей о строителях-булгарах, возводивших белокаменные храмы во Владимирско-Суздальской Руси. Действительно, архитектура башен Московского Кремля, особенно воротных башен, очень сходна с башнями Кремля Казанского. В особенности это хорошо видно на примере Боровицкой башни, которая, видно, больше остальных сохранила свой первоначальный облик после всех реконструкций и перестроек, которые проводились вплоть до середины XIX века, когда Кремль и принял свой современный вид. Кстати, на старинных гравюрах С. Герберштейна якобы XVI века, приведенных в книге, на которых изображена Москва, Кремль и сооружения очень похожи на Казанскую крепость, в особенности здания внутри Кремля поразительно напоминают архитектуру Волжской Булгарии (см. также рисунок первой половины XIX века на стр.227 с изображением башни Сююмбеки Казанского Кремля).

* * *

При описании внутрикрепостных зданий и сооружений Иерусалима в Библии упоминается непонятный «водоем СЕЛАХ»- СЛХ. СЁЛГАмс в переводе с эрзянского - «закрыть, запрудить», тогда СЁЛГА – СЛГ(Х) означает пруд или закрытый водоем – водопровод. Таким образом «водоем СЕЛАХ» - это пруд, водопровод или закрытый водоем – бассейн.

Рядом с Кремлевским дворцом в XVII веке была небольшая церковь СРЕТЕНЬЯ-СРТН. Значение названия этой церкви также неизвестно. Вероятное происхождение этого наименования – от эрзянского СЫРЕ «старый» ТЕЙНЕмс «построить» - СЫРЕ ТЕЙНЕ – СРТН-СРЕТЕНЬЕ. Это название означает ЦЕРКОВЬ СТАРОЙ ПОСТРОЙКИ.

Поразительный результат получается после исследования этимологии библейского названия ГОЛГОФА, где был распят Христос. На Красной площади есть символ Голгофы - ЛОБНОЕ МЕСТО, построенный согласно ОИ в 1534 г. и принявший современный вид в 1786 г. (может быть построенный?), с которого в 16-17 в.в. оглашались царские указы и распоряжения, т.е. свежие государственные ВЕСТИ-ИЗВЕСТИЯ. Самое интересное то, что название ГОЛОГОФА-ГЛГФ- в случае этимологии его от эрзянского КУЛЯ «весть, известие» КУВА «место, где..»- КУЛЯ КУВА-КЛ КВ - буквально МЕСТО, ГДЕ ВЕСТИ, ИЗВЕСТИЯ, означает по смыслу ЛОБНОЕ МЕСТО. КУЛЯ КУВА «место где известия» - это библейская гора ГОЛГОФА (откуда зачитывали важные сообщения) – ЛОБНОЕ МЕСТО, где был распят Христос (в Иерусалиме-Царь-Граде). В Москве – это ЛОБНОЕ МЕСТО около собора Василия Блаженного-Иерусалима. Остается только отождествить ХРИСТА с ВАСИЛИЕМ БЛАЖЕННЫМ. Любопытно было бы узнать дубликаты мест и имен в Казани. ГОЛГОФА-КУЛЯ КУВА по звучанию почти идентично названию КУЛИКОВО.

Если ЦАРЬ-ГРАД – КОНСТАНТИНОПОЛЬ – это столица всемирной Византийской империи, то этимология ЦАРЬ от АЗОР прямо указывает на то, что ХАЗАРИЯ – это или фантомное отражение Византии, или одна из ее провинций со столицей на Волге. Нельзя не заметить некоторое сходство названия КОНСТАНТИН с КАЗАН+ТИН (вспомним известную местность в Крыму, КАЗАНТИП). Достоверной этимологии названия КАЗАНЬ не существует, хотя версий много, поэтому можно допустить некую «искусственность» ее происхождения. Слово КОНСТАНТИН можно разделить на три компоненты: К(Х)АН – эрзянское «род, СТАН – эрзянское «территория, область», ТИН=ЧИНЕ – эрзянское «солнечный»-К(Х)АН СТАН ЧИНЕ, что можно перевести как «правитель солнечной страны» или «солнечная страна рода», или «правитель-солнце государства». Получается, что имя КОНСТАНТИН совсем даже не греческого происхождения, а угро-тюркского. Предполагаемая связь между КОНСТАНТИН и КАЗАН ТИН выводит на любопытные результаты, а именно на вероятную этимологию обоих слов. Существование компонентов КАН и ЧИНЕ в имени КОНСТАНТИН, как ни странно, указывает на титул ЧИНЯЗ КАН «солнечный владыка», а значит на ЧИНГИЗ ХАНА (ЧИНГИаЗор ХАН – ЧИНЕ К(Х)АЗАР ХАНА). Отождествление Иерусалима-Константинополя, Иерусалима-Казани и Иерусалима-Москвы подтверждается тем, что византийский КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ = «татаро-монгольский» ВЕЛИКИЙ ЧИНГИЗ ХАН = московский ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Название КАЗАНЬ возможно «сотворено» от отюреченного титула ИНЯЗ КАН «великий владыка рода»-НЗКН - (Н)КАЗАН - КАЗАНЬ, которое означает город ПРАВИТЕЛЯ-ВЛАДЫКИ, т.е. ЦАРЯ, ХАНА или БАЗИЛЕВСА – это ЦАРЬ-ГРАД(несколько сложноватая версия, но есть простая: от татарского КАЗ «гусь»+ань). Тогда и название средневекового волжского города ВАСИЛЬГОРОД является дубликатом Казани, или прямо с ней связано. На возможность такой несколько сложной этимологии указывает современное название столицы Мордовии САРАНСКа. Река, на которой стоит этот город называется ИНСАР-НСР, вероятно от ИНЕ АЗОР-НЗ(С)Р «великий правитель, царь», а название города «образовали» перестановкой слов АЗОР ИНЕ-СРН- САРАНСК, что также означает «царский», т.е. ЦАРЬ-ГРАД. Непосредственное отношение к этим названиям имеет и столица Золотой Орды САРАЙ. А название САРАЙЧИК-СРЧК- произошло от ЧИНЕ АЗОР-ЧН З(С)Р- СР ЧН- САРА(й)ЧИ(Н-К), где последнее слово САРАЧИН явно перекликается с САРАЦИНами, что означало людей ЧИНЯ(А)З(ОРа) «солнечного правителя»- ЧИНГИЗ ХАНА. Искусственное, «греческое» название КОНСТАНТИНОПОЛЬ – скорее всего, детище «греческого проекта» XVIII-XIX в.в., наряду с «потемкинскими деревнями», с «греческими» названиями Севастополь, Симферополь, Ставрополь, Тирасполь и т.д., и со всей ИСПРАВЛЕННОЙ, в лучшем случае, ИСТОРИЕЙ, относящейся к этому названию.

Вернемся к объектам Москвы-Иерусалима. Согласно ОИ, в конце XVI века велось строительство и внешних городских стен Москвы по идеальному плану Небесного Иерусалима. В 1592 году была воздвигнута последняя городская стена, прозванная СКОРОДОМом. Значение этого загадочного названия, похожего на первый взгляд на русское, также непонятно. Но оно легко объясняется через эрзянское слово КОРОДОМА «ограждение, охрана, защита», что полностью соответствует предназначению крепостных стен города. Добавление переднего С – это уже результат «руссификации» звучания

Несколько слов относительно исторической загадки – о строительстве Иваном Грозным во времена опричнины новой столицы в далекой окруженной лесами ВОЛОГДЕ, где он начал сооружать грандиозную крепость наподобие московского Кремля, и даже успел возвести грандиозный Успенский собор и часть юго-восточной стены с десятью башнями. Но сегодня нет никаких даже следов той стройки. По заключению авторов, историки рассказывают про строительство Москвы. Неожиданным образом этот вывод подтверждается этимологией названия ВОЛОГДА. Марийское слово ВОЛГЫДО означает «светлый, БЕЛЫЙ», а ВОЛОГДА – это немного измененное производное от этого слова. В случае загадочной истории строительства Иваном Грозным опричной столицы в ВОЛОГДЕ рассказывается о строительстве московского Кремля и Московского БЕЛОГО ГОРОДА. В связи с происхождением названия ВОЛОГДА от ВОЛГЫДО «светлый, белый» отметим и возможную этимологию названия ВОЛГА от того же современного марийского, а когда-то, может быть, мерянского ВОЛГЫДО «белая, светлая» ЛЕЙ «река», т.е. «река БЕЛАЯ». И что примечательно от сочетания ВОЛГЫДО ЛЕЙ при несколько ином разделении получается два названия ВОЛГ(А) Ы(И)ДОЛ(Ь)ей, т.е. русская ВОЛГА и «тюркская» ИДЕЛЬ. В подтверждение этой версии заметим, что ИДЕЛЬ в татарском и башкирском языках является нарицательным словом со значением «река» и река КАМА, которая еще в не совсем далекие времена считалась не притоком, а самой ВОЛГОЙ, в этих языках называется АК(Г)ИДЕЛЬ – «река БЕЛАЯ». В чувашском языке реку Каму также называют Шур Атл- «Белая Волга». В Башкирии, к тому же, есть и река БЕЛАЯ. Таким образом, название реки ВОЛГИ означает БЕЛАЯ, СВЕТЛАЯ. С этим названием связан, по-видимому, ойконим БУЛГАРЫ-БОЛГАРЫ, что означает «белые, светлые Ары»(АР – на чувашском - мужчина, воин, АРСИН- зрелый мужчина). По сути, БУЛГАРЫ-БОЛГАРЫ – «светлые, белые люди, мужчины, воины» - АРИЙЦЫ. Известно также, что жителей Волжской Булгарии называли СЕРЕБРЯНЫЕ БУЛГАРЫ. На чувашском «белые, светлые люди» звучит как САРА СИН – знаменитые САРАЦИНЫ. БОЛГАРЫ – САРАЦИНЫ – АРЫ(Арийцы).

* * *

Как известно, сегодня считается, что Москва основана КНЯЗем ЮРИЕМ ДОЛГОРУКИМ около 1147 года. Но, как уже было отмечено выше, согласно обнаруженной авторами в русской истории 400 летнем хронологическом сдвиге, великий князь поднимается по шкале времени как раз в эпоху ЦАРя ИВАНА IV ГРОЗНОГО и его брата ЮРИЯ, которые, согласно Н.М. Карамзину начали править в 1547 году. Было бы интересно посмотреть, не имеют все эти выделенные слова какого-нибудь объяснения на эрзянском языке. Титул КНЯЗЬ приемлемой этимологии в настоящее время не имеет. Однако, происхождение этого слова легко находит свое объяснение опять-таки в эрзянском языке: оно находится в одном ряду с титулами ИНЯЗОР(ИНЕ АЗОР) «царь, монарх», буквально «великий владыка, правитель» - ЧИНЯЗ(ЧИНЕ АЗор) «князь», буквально «солнечный владыка»-ЧНЗ, а отсюда – КНЯЗЬ (КАН АЗор)-КНЗ «владыка рода» или ХАН-ЦАРЬ (от ЧИНЯЗ – русское слово ЧИН). Кстати, ранее было уже показана вероятность этимологии титула ЦАРЬ от АЗОР- ЗР –З(Ц)АРь. В качестве аргумента в подтверждение данного предположения можно привести имя библейского царя АДРААЗАРа , в котором явственно выделена компонента АЗОР – ОРДА АЗОР «владыка, правитель орды», да и все другие имена библейских царей с окончанием АС(З)А(О)Р этимологически исходят от АЗОР «владыка, правитель», тем более, что многие имена, сохранившие хотя бы некоторое сходство с настоящими именами из первоисточников, объясняются посредством эрзянского языка. Да и не только библейские имена. К примеру, ИВАН (ИОАН) ГРОЗНЫЙ – НГРЗН - при обратном прочтении это не что иное как ИНЯЗОР КАН – ИНЕ АЗОР КАН «великий владыка, правитель рода» или просто известный нам титул ордынских правителей ЦАРЬ-ХАН. Тут необходимо внести ясность и в обозначение титула монголо-татарских правителей - ХАН: в татарском языке слово КАН - «кровь», в эрзянском КАН «род, племя», т.е. титул Х(К)АН скорее всего ближе по смыслу эрзянскому слову. А на самом деле слово КАН «род, племя» употреблялся только в дополнение к титулу: ИНЯЗОР+КАН «великий владыка рода», КАН +АЗОР или АЗОР+ КАН «владыка рода», ЧИНЯЗ+КАН «солнечный правитель рода» - ЧИНГИЗ ХАН. Скорее всего «монголо-татарский» титул ХАН придуман теми же сочинителями истории, кто придумал самих «монголо-татар»: разделив титул АЗОР КАН и превратив АЗОР в ЦАРЬ, КАН в ХАН, первым словом назвали русских, а вторым - мифических монголо-татарских, а впоследствии и тюркских правителей, как «наследников» Орды.

А что же основатель и строитель Москвы ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ? Неужели у него действительно была такая особенность – ДОЛГИЕ-ДЛИННЫЕ руки, как нас уверяют историки, даже на памятнике некоторым образом акцентируя на этом внимание? Или есть более разумное объяснение такому странному прозвищу? Имя ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ – это немного измененное производное от эрзянского словосочетания ЮР «основа(тель)» ТОЛК «мудрость, разум» ЁРОК «опыт, уменье, способность», т.е. ЮРий ТОЛК ЁРОКий – ЮРий ДОЛГОРУКИЙ – это «основатель мудрый и умелый». Такой характеристики достоин любой основатель и строитель Москвы. Все ясно и думается, комментарии излишни. Отметим момент, опять-таки, связанный с Библией. Дело в том, что согласно реконструкции авторов, строитель Москвы князь Юрий Долгорукий описан в Библии в книге Есфирь как АССИРО-ВАВИЛОНСКИЙ или, по-другому, АССИРО-ПЕРСИДСКИЙ ЦАРЬ АРТА-КСЕРКС ДОЛГОРУКИЙ (Лонгиман). С учетом приведенной этимологии слова ДОЛГОРУКИЙ можно предположить последовательность перевода Библии: от эрзянского ТОЛК ЁРОК – русское ДОЛГОРУКИЙ, а отсюда – буквальный перевод – ЛОНГИМАН. В последних двух случаях подлинный смысл уже утерян или при первичном переводе просто не был понят. Далее относительно имени царя АРТАКСЕРКС. Согласно Толковой Библии: «Имя царя… по одной из греческих вариаций Артаксеркс, по другим АСИЕРОС… по Вульгате – ASSUERUS…», т.е. тот же эрзянский АЗОР – «владыка, правитель». АРТАКСЕРКС – это «огреченное» имя от ОРДА- ЦАРЬ (ЦЕЗАРЬ(КЕСАРЬ). Кстати говоря, значение «древнеримского» титула-имени ЦЕЗАРЬ легко объясняется мокшанским ОЦЮ «великий» АЗОР «владыка, правитель»: оЦю АЗоР – ЦЕЗАРь. Вероятное происхождение слова СИРИЯ – от эрзянского СЭРЕЙ «высокий» (вспомним прозвище Артаксеркса «ЛОНГИМАН»), тогда логично было бы вывести этимологию слова АССИРИЯ от А «не»СЭРЕЙ, т.е. «не высокий» или же АССИР - это АССУР – АЗОР «правитель, владыка». Впрочем, разница между АСсИРия и СИРия только в огласовке, как и между РУСЬ-РСь и ЭРЗЯ-РЗь. А что может означать название ПЕРСИЯ? Этимологию названия страны ПЕРСИЯ вернее будет выводить от ПЕРСИДский потому, что очевидно происхождение первого слова от второго: ПРЯ СЕДЕ означает «главнее главного, самый главный». Тогда выражение «ПЕРСИДСКИЙ ЦАРЬ» означает просто «САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЦАРЬ, ЦАРЬ ЦАРЕЙ, правитель над правителями», т.е. – это титул правителя безотносительно к какому-нибудь государству, титул правителя ИМПЕРИИ – ИМПЕРАТОР. Исходя из этимологии слов СИРИЯ, АССИРИЯ и ПЕРСИЯ можно сделать вывод, что таких «древних государств» на самом деле НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, что прямо подтверждает реконструкцию истории авторов НХ. Но в таком случае, что означает слово ВАВИЛОН? Вероятно, это не что иное, как ВАЛ «слово, язык» ВЕЛЕНЬ «мирской, общинный, мировой» - ВАлВЕЛЕНЬ – ВАВИЛОН, т.е. «языки мирские или мировые», что полностью согласуется со смыслом данного слова, как символа «смешения языков», появления новых языков, когда люди перестали понимать из-за этого друг друга.

В тесной связи с предыдущим, с точки зрения этимологии, но отнюдь не истории, находится и тема упомянутого уже выше ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА – одной из интереснейших исторических загадок. И вот по какой причине. «Загадочный» ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ существует в ОИ благодаря почти единственному источнику – письму хазарского кагана (хакана) Иосифа. Согласно реконструкции авторов, Хазарский каганат VII-X в.в. – это КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО XV-XVI в.в. (что подтверждается надписью на портрете Ивана Грозного, выставленного в музее Покровской церкви в Александровской слободе, где упомянуто не Казанское, а КАЗАРСКОЕ царство). ХАЗАРский КАГАНат возник (на бумаге) вероятно по следующей причине: при произношении с придыханием известного уже нам сочетания АЗОР КАН «правитель рода» и получается написанное на «древнееврейском языке» хАЗО(А)Р хаКАН, т.е. ХАЗАРский КАГАНат – это опять-таки не государство, а титул правителя по происхождению аналогичный СИРИИ-АССИРИИ-ПЕРСИИ, что ставит их в один ряд виртуальных «древних царств-государств», сюда можно добавить еще одно фантомное образование ОИ - государство-дубликат – Волжскую Булгарию. ХАКАН-КАГАН легко объясняется через современный марийский язык, наследницу мерянского языка, в котором слово КУГО означает «великий» и КУГО КАН - это «великий род», отсюда – КАГАН, тогда хАЗА(О)Р КАГАН все одно является только титулом со смыслом «правитель великого рода», что сути не меняет. К случаю можно привести и возможные версии этимологии слов ИУДЕЙ(ЮДЕ) – от корня ЯДО «колдовство, ворожба» и ЕВРЕЙ – от ВЕРЕ «высший, верховный». Последнее определение относилось наверняка к священнослужителям-жрецам, а современные евреи считают себя «богоизбранными», т.е. присвоили себе право называться «высшими, верховными» - (Е)ВеРЕ ями - над другими народами.

Имя библейского царя ДАВИДа-ДВД- этимологизированный от эрзянского корня ТЕВ, ТЕЕВ « дело, творение, завершение, возведение, стройка» в форме ТЕЕВТ-ТВТ- означает «творец, завершитель, строитель». Как известно, царя Давида называли СТРОИТЕЛЕМ. Библейский царь ДАВИД – это один из царей-строителей Москвы, скорее всего, по смыслу имени, ЗАВЕРШИТЕЛЬ строительства.

Слово ИЕРУСАЛИМ-РСЛМ, где ясно просматривается компонента Р-ИСЛАМ прямо указывает на то, что до религиозного раскола XVI-XVII веков религия в Империи была едина. Кстати, слово ПРОРОК могло произойти от ПРЯ «главный» ЁРОК «знающий, посвященный» -ПРЯ ЁРОК «главный посвященный», а МОХАМЕД от обратного прочтения сочетания ТЕЕМА «создатель, творец» КОМАМО «поклоняющися»-ТЕЕМА КОМАМО-ММКМТ- «ПОКЛОНЯЮЩИЙСЯ СОЗДАТЕЛЮ», т.е. АЛЛАХУ.

* * *

В связи с одним из чудес света Лабиринтом, который авторы отождествляют с подземной частью Кремля и Москвы, упоминается ГОРОД КРОКОДИЛОВ, о котором сообщает Геродот. Но КРОКОДИЛЫ, тем более ГОРОД КРОКОДИЛОВ, не могут быть каким-то, даже самым отдаленным образом, связаны с Москвой. А если допустить, что слово КРОКОДИЛ-КРКДЛ- в данном случае происходит от КЕРЬ «лубок, кора» КУДО «дом» (В)ЭЛЬ «селение)-КРКДЛ, что означает буквально «место лубковых домов(гробов»). КЕРЬ КУДО – « гроб» и это подтверждает версию авторов, что речь в данном случае идет о месте, где хранились СВЯТЫЕ МОЩИ.

Еще одно место из описания Геродота: «Как ни поразителен этот лабиринт своей грандиозностью, но еще большее удивление вызывает так называемое МЕРИДОВО ОЗЕРО… ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ и ВЫРЫТО ИСКУССТВЕННО. Почти что посреди озера стоят ДВЕ ПИРАМИДЫ, возвышающиеся на 50 оргий над водой; такой же глубины и их подводная часть. Вода же в озере … проведена ПО КАНАЛУ из НИЛА и шесть месяцев она течет в озеро, шесть месяцев – обратно в НИЛ. Выкопанную землю египтяне относили в Нил… Так было ВЫКОПАНО ЭТО ОЗЕРО». Авторы пишут, что не могут сказать, про какое озеро здесь идет речь, но предполагают связь с каналами-рвами вокруг московского Кремля, выкопанными для соединения Неглинки и Москвы-реки, в результате чего Кремль оказывается как бы на НЕПРИСТУПНОМ ОСТРОВЕ. Но более очевидная связь просматривается между этим описанием и Казанским Кремлем. Как уже отмечалось выше, топографически и московский и казанский Кремли имеют сходное расположение в месте впадения одной реки в другую: Неглинки в Москву-реку в Москве и Казанки в Волгу в Казани. Третья сторона Кремля в Москве была защищена искусственным глубоким каналом-рвом, соединяющим Неглинку и Москву-реку, а в Казани – ТРЕМЯ ОЗЕРАМИ. Насчет искусственности происхождения озер сведений нет, но если быть точными, водной защитой Казанского Кремля с севера служила все же не Волга, а рукотворный проток Булак соединявший Казанку с одним из озер. Этот проток был достаточных размеров, чтобы выполнять и оборонительные, и судоходные функции, по нему товары с Волги и Казанки доставлялись прямо к стенам города. На старинных планах-гравюрах Москвы С. Герберштейна, особенно 1576 года (якобы) издания, на правой стороне водная граница больше похожа на озеро, а не ров. Река Нил из описания Геродота в этом случае отождествляется с Волгой. Но больше всего поражает упомянутые Геродотом две ПИРАМИДЫ, вполне обыкновенные для Египта, никак не связанные с Москвой, но ИМЕЮЩИЕ ПРЯМУЮ СВЯЗЬ С КАЗАНСКИМ КРЕМЛЕМ. Вот отрывок из очень любопытного с точки зрения НХ описания Казанского Кремля: «С крепостной стены у ТАЙНИЦКОЙ башни открывается великолепная панорама на реку Казанку. Ваше внимание, несомненно, привлечет необычный памятник, возвышающийся на островке посредине Казанки. Это ПАМЯТНИК ВОИНАМ, ПАВШИМ ПРИ ШТУРМЕ И ВЗЯТИИ КАЗАНИ ВОЙСКАМИ ИВАНА ГРОЗНОГО. МАССИВНАЯ ПИРАМИДА ВЫСОТОЙ БОЛЕЕ 20 МЕТРОВ имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле. Центральная часть внутреннего помещения занимала ЦЕРКОВЬ, в углах пирамиды – четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет в СКЛЕП, расположенный под центральной частью памятника. ПАМЯТНИК БЫЛ СООРУЖЕН В 1823 ГОДУ по проекту архитектора Н.Ф. Алферова».

По поводу названия «МЕРИДОВО ОЗЕРО» по Геродоту или «озера МЕРИДА» по Страбону, авторы делают предположение о его связи с былинным названием Москвы-реки – СМОРОДИНА-СМРДН, которая, может быть, получила свое наименование от названия вольных крестьян СМЕРДОВ-СМРД. Но в связи со всем вышеизложенным, более вероятным является следующая версия: в западно-европейских средневековых источниках МОРДВА называлась MERDAS, MERDINIS, MORDIA, MORDANI, МРД - МРДН, откуда и произошли названия МЕРИДОВО, МЕРИДА –МРД и СМОРОДИНА-сМРДН. Название СМОРОДИНА прямо говорит, что МОСКВА-река – МОРДОВСКАЯ река(см. выше этимологию названия МОСКВА). Еще Страбон сообщает, что «на расстоянии сотни стадий встретим город АРСИНОЮ», который можно отождествить с ЭРЗ(С)ЯНЬЮ-РЯЗАНЬЮ.

Согласно ОИ и на гербе Казанского ханства и Волжской Булгарии были изображены БОЛЬШИЕ ЗМЕИ – ДРАКОНЫ. Эрзянское ИНЕ «большой, великий» ГУЙ «змея» - это БОЛЬШЙ ЗМЕЙ, от ИНЕ ГУЙ – фамилия (прозвище) НАГОЙ, НАГИЕ или венгерские правители НАГИ (великие), НОГАЙСКАЯ ОРДА (Великая Орда), уничтоженная А. Суворовым в конце XVIII века наряду с «подавлением Пугачевского восстания» (след единого события в ОИ – окончательного разгрома Великой Империи).

Авторы книги отождествляют русский ТЕРЕМ с турецким ГАРЕМом. В ОИ этот факт совершенно не освещается, скорее всего скрывается из-за того, что он не вписывается в романовскую историю. Женский гарем был и у Византийских императоров. Последний царский Теремной, т.е. Гаремный дворец был построен в Московском Кремле в 1635-1636 годах, роспись стен и сводов в котором в 1837 году была заменена на новую. Не исключено, что гаремы на Руси просуществовали вплоть до преобразований Петра I – до XVIII века. Факт существования Теремов-Гаремов совершенно не вписывается в ИСТОРИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ. Отголоском многоженства царей в ОИ можно считать наличие у Ивана Грозного СЕМИ жен, правда не говорится, что одновременно. Кстати это один из очень важных вопросов, который может опровергнуть официальную историю по многим вопросам. Если только допустить МНОГОЖЕНСТВО РУССКИХ ЦАРЕЙ вплоть до XVIII века, сразу же возникает главный вопрос об их вероисповедании, а это фундамент на котором базируется вся история. В связи с этим, дополнительная информация к размышлению. В работе голландского ученого–путешественника Н. Витсена «Северная и Восточная Татария», изданная в Амстердаме в 1692(?) году, до сих пор не переведенной на русский язык, где под Татарией подразумевается Восточная Европа и Сибирь, среди всего прочего про «мордвинов» сообщается, что живут они мирно и без священников, верят в единого бога, создателя всего мира (согласно ОИ во второй половине XVII века большинство мордвы еще не было крещено); среди всего прочего сообщается о ПОЛИГИНИЧЕСКИХ БРАКАХ (МНОГОЖЕНСТВЕ), не связанных с мусульманством, а имевших САМОБЫТНЫЕ КОРНИ, ВОСХОДЯЩИЕ К ДРЕВНОСТИ. «…Мордвины держат 6 или 7 жен, если это крестьяне, и больше». Полигинический брак на более поздних этапах истории мордвы, предшествовавших христианизации, положившей конец этому обычаю, трансформировался в брак бигинический (двоеженство) имевший место и в XIX веке. Если у Византийских императоров действительно имелись гаремы (факт, скрываемый ОИ) можно предположить, что это была традиция, одобряемая общеимперской религией, но это было не христианство, в современном понимании. Когда же появилось христианство? Существование гаремов у русских царей вплоть до XVIII века вызывает вопрос: когда появилось православие? Неожиданным образом вопрос полигинии (многоженства) подтверждая реконструкцию авторов о ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ НА ПРАВОСЛАВИЕ И МУСУЛМАНСТВО в XVI-XVII. По нашей версии – не на православие и мусульманство, а ХРИСТИАНСТВО и МУСУЛЬМАНСТВО, что переводит изучение истории совершенно в другое русло. А на Руси этот процесс (христианизации и исламизации) продолжался еще и в XVIII, и в XIX веках. А современный ИУДАИЗМ имеет, скорее всего, своей базой общеимперскую религию до раскольного периода, но приспособленной для нужд современной мировой финансовой элиты – «закулисных» хозяев мира. Современные евреи и есть прямые наследники тех имперских священников-жрецов и финансистов (или считают себя таковыми). ИУДЕЙ-ЙУДЕ ср. с эрзянским ЙАДА «колдовство, ворожба».

И напоследок, о возможных значениях названий городов центра Империи. По поводу ЯРОСЛАВЛЯ версия была уже высказана и вдобавок, можно сказать, что это название не «древнее», а, возможно, результат работы «сочинителей истории». Происхождение названия города ВЛАДИМИРА однозначно связывается с именем князя Владимира, означающего, естественно, ВЛАДЕЙ МИРОМ. В переводе с мерянского ВАЛДО МЕРЯ(Ь) означает «светлый, белый человек», что вполне могло быть именем человека. Но с учетом того факта, что почти все старинные названия как-то охарактеризовывали объекты, можно предположить, что данное правило относится и к этому названию. Тогда этимологию этого топонима можно определить от ВАЛДО МАР «светлый, белый курган, холм». Тут можно отметить любопытный момент: слово ЦЕРКОВЬ Острожской Библии в Синодальной Библии передано еврейским словом ОФЕЛА – «нарост, ХОЛМ», т.е. слово МАР «курган, холм, гора» может быть как-то связано со знаменитыми Владимирскими белокаменными СОБОРАМИ. Если верна вторая версия, имя Владимир – вторично. Непонятное название СУЗДАЛЬ-СЗДЛЬ тоже может иметь вполне «земную», а точнее, речную этимологию. Дело в том, что словосочетание САСТО ЛЕЙ-ССТЛЙ означает «тихая, смирная река», и после некоторой трансформации получилось: САСТОЛЬ – СУСТАЛЬ = СУЗДАЛЬ. То есть, скорее всего, скорее всего свое название город получил от гидронима, а река с нынешним русским названием Каменная в старину вполне могла называться САСТО ЛЕЙ «река Тихая-Смирная» - СУЗДАЛЬ. В результате можно сделать вывод, что все «непонятные» названия древнерусских столиц СУЗДАЛЬ, ВЛАДИМИР, ЯРОСЛАВЛЬ и даже МОСКВА легко объясняются через современный эрзянский язык. Согласитесь, весьма неожиданный вывод, вызывающий очень много вопросов по истории России.

Фальсификация и уничтожение следов подлинной истории Романовыми были глобальными. Тщательно проверялись и редактировались даже старые фрески, надписи на колоколах, надписи на гробницах и т.п. Авторы задаются вопросами, на которые ОИ пока не дает ответа: что было написано на подлинных надгробиях до-романовской эпохи, на каком языке были надписи – на церковно-славянском, арабском, тюркском или, может быть, на других, возможно уже забытых языках? Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования, без их решения трудно понять, какой была подлинная картина жизни до-романовского времени. Данная работа указывает на возможный общеупотребляемый язык до-романовской РУСи-РС, а, может быть, и (Э)РСИ-РС (разница только в огласовке). Но если этим языком был, условно говоря, мерянский (финно-угорский), а все вышеприведенные примеры прямо указывают на современный мордовский (эрзянский) язык, то взгляд на историю Руси придется менять. Это, конечно же, очень радикальный вывод, основанный на зыбком, пока, фундаменте – этимологии, но работа только начинается. Эти исследования должны быть напрямую связаны с происхождением русского народа, по поводу чего еще М.В. Ломоносов в своей работе 1760 года «Краткий Российский летописец с родословием» писал: «И то правда, что от переселений и ДЕЛ ВОЕННЫХ немалое число чудского (т.е. финно-угорского – А.Б.) поколения соединилось со племенем славенским и участие имеет в составлении российского народа». Кстати, возможная этимология фамилии ЛОМОНОСОВ не от «ломать носы», а эрзянского ЛОМАНЬ «человек». Тогда не исключается вариант, что его родные ХОЛМОГОРЫ – это волжский город САРАТОВ, чувашское название которого САРТ-ТУ в переводе означает именно ХОЛМО-ГОРЫ. Может быть Ломоносов вовсе не «архангельский мужик», а коренной волжанин-булгарин?

Основоположники НХ выдвигая версию о всемирной Империи с центром во Владимиро-Суздальской Руси, исходя из географического местоположения делают вывод о том, что монголо-татарская Орда – это Русь-Орда, т.е. русско-тюркская Империя, но все вышеизложенное показывает, что может быть совершенно другой вариант – Романовская эпоха – это и есть время СЛАВЯНИЗАЦИИ РУСИ-ЭРЗИ, относимая официальной историей в VI-X века, в результате чего и появился русский народ. Но это уже другая тема.

И в завершение, опять М.В. Ломоносов: «…Представив чудской народ в нынешнем его рассеянном состоянии и по большей части у других держав в подданстве, помыслить можно, что в соединении бывал некогда силен на свете». ПСРЛ.-Т.XIV, 2ч. Указатель к Никоновской летописи (т.т. IX-XIV).-М.1965.-С.12, 17, 86, 91, 102, 130, 151.

30.03.2005 г. Литература:

1. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко«Москва в свете Новой хронологии». Москва, «Вече», 2004 г.



4




Сейчас читают про: