Материнское поведение не является чем-то абстрактным, а проявляется в конкретных действиях матери в ответ на потребности ребенка. Исходя из особенностей психики новорожденного и грудного ребенка, материнская забота должна выражаться в следующем:
1. Обеспечение малышу чувства полной безопасности (поддерживающее окру-
жение), поскольку только ощущение защищенности является гарантом развития здоровой психики. Ухаживая за новорожденным, следует учитывать, что, пережив родовой стресс, он, как и всякий человек, переживший тяжелое потрясение, нуждается в многократном и даже постоянном подтверждении того факта, что он находится в безопасности. Поэтому матери необходимо доказать ребенку, что она всегда рядом и всегда придет к нему на помощь. Всякий крик малыша не должен оставаться без эмоционального отклика матери — даже если она ничем не может помочь ребенку, она должна носить его на руках, сопереживать ему и стараться утешить.
2. Продолжение атбиотического единства матери и ребенка, выражающееся
в продолжении практически непрерывного физического и эмоционального контакта между ними, грудном вскармливании и сохранении элементов внутриутробной жизни.
3. Адаптация матери к психофизиологическим потребностям новорожден-
ного и к особенностям его возрастного развития; своевременные изменения в уходе и воспитании грудного ребенка. Кроме этих основных принципов, материнское поведение выражается в ряде определенных действий. Подробнее элементы материнского поведения мы будем рассматривать ниже, говоря о мягкой адаптации новорожденного к условиям внеутробного существования и об уходе за ним.
Условия для формирования здоровой психики ребенка
Исходя из содержания бессознательного опыта новорожденного, состояния его психики и потребностей развития, а также из его взаимосвязей с матерью, можно определить, какие именно необходимы условия для формирования здоровой психики ребенка. Можно выделить следующие условия:
1. Поддерживающее окружение, обеспечивающее благоприятные условия для развития ребенка.
2. Мягкая адаптация новорожденного к новым условиям существования и создание у него благоприятного впечатления о внешнем мире.
3. Исключение ошибок в уходе за новорожденным и грудным ребенком.