Моральная философия

Наш разум переживает не только впечатления и идеи, но также и страсти, чувства и акты воли. Подобно тому, как первые являются предметом философии познания, так вторые — предметом моральной философии. Этой области исследования Юм придавал исключительно важное значение. В его главном сочинении, охватывающем всю совокупность воззрений мыслителя, указывалось в заглавии, что целью сочинения является «применение экспериментального метода к исследованию моральных предметов». С помощью этого экспериментальною метода (точнее говоря,— ассоциативного метода психологии) он достигнул новых результатов в моральной философии.

В итоге он пришел к выводу: к решениям воли приводят не впечатления, как это в своем большинстве полагали интеллектуалы Просвещения, а чувственные факторы. Чувство является основным фактом моральной философии. Однако моральные чувства не являются простыми и первичными, как предполагали предшественники Юма (например, Хатчесон), а результатом ассоциации. Какие же чувства тогда являются первичными?— Не эгоистические: поведение людей решительно говорит об обратном. Напротив, первичным является чувство симпатии.

Симпатия не является умозрительным моральным принципом, а естественным, биологическим явлением солидарного поведения. Она является первичной позицией, в то время как занятие собой — вторичным явлением; даже собственные поступки мы морально оцениваем с позиций симпатии к другим. Юм порвал с эгоцентрической ориентацией этики, которая долго господствовала в Англии эпохи Просвещения, и заменил ее социальной ориентацией.

Он не признавал естественного права и морали, исходя из тех же самих соображений, по которым не признавал естественную религию. Однако, с другой стороны, был противником понимания права как чистой конвенции. Подобно религии, право не могло быть создано искусственно и произвольно. Оно возникло как естественный продукт исторического развития. Первичным фактом было общество, из которого путем постепенного развития возникли право и государство. В связи с такими воззрениями моральная философия Юма, как и его философия государства и права, приобретают ярко выраженный общественный и исторический характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: