Скульптура

Наибольшее развитие в римском искусстве получили такие виды скульптуры как скульптурный портрет и повествующий рельеф.

Эти жанры имели глубокие корни в жизни римского общества. Известно, что еще со времен ранней республики наиболее прославленных политических и военных деятелей увековечивали, воздвигая им статуи в общественных местах. До наших дней дошли скульптурные портреты, датированные не ранее I века до н.э.. Мраморный скульптурный портрет произошел от очень древнего патриархального римского обычая: после смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска, хранившаяся затем в особом шкафу.

На основе этих масок создавали скульптурный портрет, тщательно воспроизводящий черты лица. Позднее наиболее характерной чертой ранних римских портретов становится фотографическая точность изображения.

Во времена правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в древнеримских скульптурных портретах все более явно прослеживается новое направление. Его отличительные черты наиболее полно проявились в великолепной статуе Августа из Примапорты. В ней воплощается существовавшая еще в древности в Египте и на ближнем Востоке, традиция обожествления правителя. Статуя изображает идеализированного героя, но благодаря одежде и доспехам в ней безошибочно угадывается римское происхождение.

В дальнейшем идея привнести в облик императора сверхчеловеческие черты и посредством этого повысить его авторитет прижилась и стала официальной политикой.

Единственным, дошедшим до нас конным памятником императорам является статуя, изображающая Марка Аврелия на коне. Традиция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря. Образ могучего коня передает ратный дух, но сама фигура императора, лишенная доспехов и вооружения, выражает стоическую отрешенность. Это скорей образ миротворца, а не военного героя, каким и мыслил себя Марк Аврелий.

Третий век застал Римскую империю в состоянии почти постоянного кризиса, продлившегося целое столетие. Варвары угрожали ее широко раздвинувшимся границам, а внутренние проблемы и конфликты подрывали авторитет императорской власти. Удержать ее стало возможно только при помощи откровенной силы, приобретение императорского титула посредством убийства вошло в привычку. Так называемые «солдатские императоры» — наемники из дальних провинций империи, захватившие власть благодаря поддержке расквартированных там легионов, сменяли один другого через короткие промежутки времени. Бюсты некоторых из них, такие как портрет Филиппа Аравитянина, правившего с 244 по 249 г., принадлежат к наиболее сильным произведениям в этом жанре искусства. Реализм в духе портретов эпохи республики, с которым они воспроизводят черты изображаемого человека, не знает компромиссов. Но скульптор не просто передает портретное сходство, ему удается передать все темные страсти человеческой души — страх, подозрительность, жестокость.

Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Ее правители стремились увековечить свои деяния с помощью рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, триумфальные арки и колонны. Типично римское произведение – колонна Траяна, воздвигнутая в нач. II в. н.э в память победоносных походов императора против даков, населявших в древности территорию Румынии. Колонна обвита сплошной лентой рельефа, образующего фриз, который подробно повествует о войне римлян и даков. Изображения самого Траяна повторяются не менее девяноста раз, лица воинов чрезвычайно выразительны. Внешняя непрерывность изображения сочетается с внутренней целостностью отдельных сцен.

3.Живопись.

Античная живопись дошла до наших дней в очень немногих своих образцах. Большая часть росписей, украшавших стены домов и общественных зданий древних греков и римлян, погибла вместе с архитектурой. Особенно печальна участь древнегреческой живописи, о которой часто приходится судить лишь по письменным источникам, свидетельствам античных авторов. Несколько больше сохранилось оригиналов древнеримской живописи. Древнеримская живопись знакома нам главным образом по росписям Помпей и образцам римской столичной живописи, найденным в городской черте Рима.
Помпейские росписи уцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана Везувий (79 г. н. э.) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе с домами и виллами, а в некоторых случаях даже и с жителями. В науке выделяют четыре стиля помпеянской живописи. Наиболее ранними росписями (до 79 г н.э.) принято считать те, в которых живописец имитирует в цвете облицовку стены мраморными разноцветными плитами, иногда с воспроизведением прожилок мрамора. Особенность этого стиля заключается в том, что все архитектурные детали стены сначала лепятся на поверхность стены объемно из штукатурки (карнизы, квадраты облицовки, цоколь), а затем расписываются.

В первом веке до н.э. возникает второй стиль помпеянской живописи. Образцы его росписей можно видеть в вилле Мистерий в Помпеях. Во втором стиле уже нет рельефности квадратов, они лишь кажутся выступающими из стены. Мастера вводят изображения колонн и полуколонн коринфского ордера, арок, перекинутых с одной колонны на другую. В композициях больше динамики, широты изображённого пространства. В росписях заметно стремление как бы раздвинуть стены, представить пространство, превосходящее размеры комнаты показать стену в виде высокой ограды, поверх которой виднеется небо, верхние части соседних зданий. В росписях второго стиля встречаются сложные, многофигурные композиции. Так, на стене одного из помещений виллы Мистерий показаны сцены религиозной церемонии, очевидно, связанной с дионисийскими мистериями.

В декоративной живописи конца правления Августа возникает стиль, названный третьим помпеянским. Если во втором стиле преобладала архитектурная композиция, будто разрушавшая стену, то в третьем живописцы, напротив, подчёркивают плоскость стены. Архитектурные элементы часто облегчаются, преобладают ровные, спокойные поверхности. Колонны, тонкие и стройные, украшаются всевозможными узорами и орнаментами, разнообразными растительными формами, фризы - вазочками, статуэтками. Частое изображение фигурок сфинксов и различных элементов восточных орнаментов объясняет встречающееся иногда название третьего стиля, как египтезирующего. Как и в росписях второго стиля, плоскости стен, украшаются пейзажами, выполненными в монохромной манере, нередко мифологическими композициями.

Четвёртый или декоративный стиль распространяется с середины I в. н.э. Декоративные росписи четвёртого стиля, отличаются пышностью и помпезностью. Росписи эти ярки и красочны. В них часто используется жёлтый, красный, зелёный цвета. В композициях, разрушающих конструктивность стены, представлены то фантастические архитектурные пейзажи, то лёгкие, будто невесомые, воздвигнутые для декораций открытые лоджии и арки, то поражающие тяжеловесностью массивных форм здания.

Живописных портретов сохранилось немного. О них дают представление фаюмские портреты 2-3.в., названые по месту нахождения в некрополе Эль-Фаюм, в Египте. Живописный портрет в Эль-Фаюме, развивался под воздействием эллинистического искусства. Но имея культовое назначение он продолжает традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забетонированную мумию. Фаюмский портрет был основным видом живописного искусства. В нём уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с естественным трёх четвёртным поворотом головы и обычно помещалась в нейтральном фоне. Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объёма. Применялась чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты. В фаюмских портретах обращает внимание передача индивидуальных особенностей модели: точно воспроизводятся и возрастные особенности, и этнические черты различных народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: