Тема. Искусство Древнего Рима.
Искусство Древнего Рима — заключительный этап в развитии античного искусства. В созданных римскими мастерами художественных произведениях тесно переплетались различные эстетические принципы, воспринятые от греков и от многих других племен Европы и Средиземноморья; этрусков, карфагенян, египтян, кельтов. И все же искусство Древнего Рима нужно рассматривать не только как продолжение греческого, но и как самостоятельную художественную деятельность. Ведь римлянам как народу, присущи свои непохожие на греков исторические черты. Это и ход исторических событий, и природные условия, и своеобразие религиозных воззрений, а также качества характера, отличавшие римлян от других средиземноморских племен той поры.
Под древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы – от Британских островов до Египта. История Рима делится на три этапа. Первый, дореспубликанский, когда Римом управляли этрусские цари, продолжался с VIII по VI век до н.э.. Второй этап – эпоха республики, - наступивший в конце VI века до н. э. и длившийся до середины I века до н.э.. И третий – императорский - начался правлением Октавиана Августа, установившего единовластие, и длился до VI века н.э.
|
|
Архитектура
Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны. Первые храмы для римлян возводили, вероятно, их соседи, более цивилизованные этруски. Завладев в 146 году Грецией, римляне высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Произведения искусства, которые создавались затем в Риме, были явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие там скульпторы и художники, были греческого происхождения. А вот римская архитектура представляет собой поистине творческий подвиг. С самого начала ее развитие отражало свойственный только Риму характер общественной и личной жизни, так что любые элементы, заимствованные у этрусков или у греков, приобретали неизгладимый отпечаток римского стиля.
Древний Рим был деспотическим государством, мощь которого основывалась на жестокой эксплуатации завоеванных народов. Архитектура служила одним из средств возвеличивания и укрепления власти. Ее пафос выражает величие и утверждение несокрушимой мощи государственной и общественной системы.
Рим был построен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямолинейными проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами. На улицах стояли роскошные городские усадьбы - виллы и доходные дома – фавеллы – высотою в 5-6 этажей. Особое значение для города имела система водоснабжения (акведуки) и слива (клоака). Рим снабжали водой девять грандиозных акведуков. Акведук представлял собой многоярусный каменный мост, несущий водопроводные трубы.
|
|
Берега рек соединяли мосты. Мост зрительно как бы опирался на воду полукружиями арок, на которых сверху лежал карниз, придающий мосту законченность.
В римской архитектуре грандиозность сочетается с ясностью замысла. Полезность возведена в культ. В строительстве римляне широко используют арку и развившиеся на ее основе типы сводов. Это бочарный (полуцилиндрический) и купольный свод. Типы римских построек разнообразны и многие из них утвердились в мировой архитектуре. Это, например, тип базилики со сводчатым перекрытием, который впоследствии лег в основу христианских церквей. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных нефа. Изначально в Риме базилики была светским сооружением, и использовались для проведения судебных заседаний. Основным строительным материалом римляне сделали бетон. Применение этого прочного, дешевого и пластичного материала позволило римлянам создать грандиозные архитектурные сооружения. Строились величественные храмы, дворцы, монументальные термы (бани), форумы (общественные центры), театры, мосты, акведуки.
В 80 году н.э. был построен знаменитый римский Колизей – амфитеатр, вмещающий до 50 тыс. зрителей, где проходили гладиаторские бои и травля зверей. Вокруг арены, имеющей форму эллипса, располагались трибуны с рядами зрительских мест, которые идут друг за другом со значительным повышением. Чтобы придать зданию парадность и величие зодчий применил сочетание мощной аркады и накладного декора, изображающего ордерную конструкцию (колоннаду).
Другое замечательное новшество римского зодчества – триумфальная арка, предназначалась для торжественной церемонии въезда победоносного полководца в Рим. Например, арка императора Тита, воздвигнутая в I в. н.э. в память победы над иудеями и разрушения храма Соломона в Иерусалиме.
Выдающимся сооружением Древнего Рима является Пантеон – храм всех богов, построенный в начале II в. н.э. Аполодором из Дамаска. Это круглое в плане здание с большим залом, переерытым бетонным куполом со световым отверстием наверху. Купол Пантеона является самым большим в архитектуре древнего мира, его диаметр 43,2 м. Он опирается на мощные стены толщиной 6 м. Роскошное внутреннее убранство Пантеона контрастирует с простотой внешнего вида здания.