Искусство Нового царства (16 - 11 вв. до н.э.)

Около 18 в. Египет был завоеван гиксосами – кочевниками из Азии, спустя столетие завоеватели были изгнаны, Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими его в одну из сильнейших мировых держав древности. Все это выдвигало новые задачи перед искусством, для которого становится характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Богатство способствовало широкому развертыванию строительства во всех главных городах Египта.

Ведущую роль в искусстве играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства 16 - 15 вв. до н.э, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.

Храм, окончательно сложившийся в период Нового царства, представлял собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад храма был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Пилон представляет собой вертикально возвышающиеся, плоские трапецевидные формы, обрамляющие вход в храм. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет, что является отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе и оба прославленных храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Возросла роскошь быта знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья, все богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену строгости форм приходит теперь изысканная декоративность. Мастера пробуют показывать фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль. Искания новых способов передачи окружающего мира, интерес к движению, объему, живописности приводят к тому, что тела приобретают мягкость и правильнее передается строение лиц. Исключение составляют царские статуи, которые сохраняют черты канона. Изменение стиля раньше и ярче проявилось в статуях частных лиц, где отчетливо видны обе характерные черты нового стилистического этапа — изысканная декоративность и стремление к большей естественности и реализму.

Конец конец 15 — начало 14 в. до н.э. — это период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства.

Неимоверное обогащение знати и жрецов привело к усилению их влияния. Что в свою очередь противопоставляло их царской власти и способствовало обострению конфликта между фараонами и жречеством. В результате в нач. 14 в. до н.э. фараон Аменхотеп IV смело и решительно порвал с верхушкой знати и жречеством и, опираясь на поддержку рядовых свободных граждан, недовольных господством знати, провел большую социальную и религиозную реформу.

Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где теперь находится селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя — Эхнатон — «Дух Атона».

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Например, фараон показан со всеми особенностями его неправильных черт лица и форм болезненного тела. Необычны позы фараона и его жены на этих рельефах: они изображены полностью в профиль, без обязательного по древнему канону условного разворота плеч в фас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: