| Характеристика этапа | Представители | |
| Донаучный этап | ||
| Выделение основных проблем развития внутреннего мира и поведения человека Получены разнообразные описания поведения, особенностей познания и деятельности детей и взрослых | - философы (Аристотель, Сократ, Платон, Авиценна, К.Лейбниц, Дж.Локк и др.; - врачи (Лесгафт и др.) - биологи, физиологи (Ч.Дарвин, И.П.Павлов и др.); - педагоги (Ж.-Ж.Русс, Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци и др.); - писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский и др.) | |
| Первый научный этап – описательный -последняя треть ХIX в. – начало XX в. (метод исследования – наблюдение) | ||
| Зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей | -педагоги и психологи П.Ф.Лесгафт, И.А.Сикорский, П.Ф.Каптерев, И.Старков, К.В.Ельницкий | |
| Второй научный этап – объяснительный -начало XX в. – середина XX в. (метод исследования – естественно-научный констатирующий эксперимент) | ||
| Разработка методологических принципов построения возрастной психологии, стратегия наблюдения | В.М.Бехтерев, Г.И.Челпанов, И.П.Павлов, А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Я.Басов | |
| Третий научный этап – проектировочный -(вторая половина XX в. – наст. время.) (метод исследования– экспериментально-генетический, или формирующий, эксперимент) | ||
| Выявление качественных особенностей развития высших психических функций, стратегия формирования психических процессов | Л.С.Выготский (культурно-историческая концепция), П.Я.Гальперин (теория формирования умственных действий), А.Н.Леонтьев (теория деятельности), Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов (концепция учебной деятельности), А.В.Запорожец |






