Основные теории психического развития

Введение в возрастную психологию

1. История и современное состояние зарубежной психологии развития

2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии

Практическое задание 1. На основании изученного материала заполните таблицу 1 с указанием списка использованной литературы.

Таблица 1

Основные теории психического развития

Теории психического развития Автор теории Суть теории Основные положения теории  
Натуралистические концепции онтогенеза  
Онтогенетическое развитие ребенка (теория рекапитуляции) Э. Геккель Онтогенез – краткое и быстрое повторение филогенеза  
Ст.Холл, Э.Клапаред Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода  
Дж. Болдуин К. Гросс Социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, т.е. всем даются одинаковые знания, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Процесс социализации влияет на формирование самооценки  
Нормативный подход А. Гезелл Л. Термен Необходимость контроля за нормальным ходом психического развития; лонгитюдинальные исследования; коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни; начало становления детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития; упор на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений  
Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия с конца на начало. Этапы становления личности: 1 ступень – инстинкт – наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивных потребностей после выполнения действий; 2 ступень – дрессура (навыки) – удовольствие переносится на процесс совершения действий («функциональное» удовольствие); 3 ступень – интеллект – предвосхищение удовольствия, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи  
Теория конвергенции двух факторов В. Штерн Психическое развитие – результат взаимодействия, взаимовлияния внутренних задатков с внешними условиями жизни (конвергенция факторов наследственности и среды), принцип целостности личности  
Социологический (культурологический) подход  
Социогенетические теории Э. Дюркгейм П. Жане Д.: В двойственности заключается отличие человека от животных. Психическое развитие — это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. П. Жане: вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики, считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом, связи - действия, которые как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются принципом развития психики каждого человека, выделяет четыре уровня психического развития ребенка.  
Диалектический подход А. Валлон Детское развитие проходит стадиально, имеет место возникновение, чередование и взаимосвязь различных стадий детского развития: период чистой импульсивности сменяется эмоциональной стадией. Большой переход в онтогенезе психики - переход от действия к мысли (возможен благодаря подражанию).  
  Р. Заззо Ф. Боас М. Мид Дж. Брунер Заззо. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннегодетства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), Основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже —стадия высшего или университетского образования. Мид. Особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят от культурных традиций народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье, введение термина «инкультурация» Бр. В восприятии было выделено три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Исследование развития мышления привело к созданию теории перцептивных гипотез. Каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению, может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи.  
Современная зарубежная психология развития  
Психоаналитические теории детского развития З. Фрейд Психосексуальное развитие личности, наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания  
А. Фрейд Каждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни. Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.  
Неофрейдизм А. Адлер Основные принципы: человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность. Люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.  
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксон Центральное понятие – личностная идентичность (набор индивидуальных характеристик); каждый человек на протяжении жизни проходит 8 стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование; проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию  
Теория социального научения Р. Сирс Дж. Доллард Дж. Роттер А. Бандура Ю. Бронфенбреннер И др. Изучение того, как и почему происходит социализация; особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей. Сирс: дидактический принцип изучения детского развития, влияние родителей, зависимость. Бандура: роль когнитивных процессов в становлении и регуляции Поведения. Бронфенбреннер: возрастная сегрегация, особенности современной семьи  
Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже Изучение происхождения интеллекта; идеи трансформации, Конструкции; понятие схемы действия. Основа концепции - процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. 3 главные стадии интеллектуального развития ре­бенка с рождения и до 15 лет. Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем относи­тельно стабильное равновесие достигается на каждом уровне.  
Гуманистические теории личности А. Маслоу К. Рождерс М. В отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека и общества. Феноменологическая теория личности К. Роджерса – центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний, люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.  
Отечественная возрастная психология  
Культурно- историческая концепция Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В. разработал новую периодизацию, им были также сформулированы принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. В основу предложенной им периодизации были положены два критерия – динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. Выготский выдвинул положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Исследования Э. были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделял структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. Э. выделил сходные по значению и причинам возникновения кризисы трех лет и 11-13 лет (подростковый кризис).  
Деятельностный подход А.Н. Леонтьев Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется сверху вниз – от деятельности к функции.  
Формирование умственных действий П.Я. Гальперин Формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, затем через его речевую форму переходит в умственный план.  
       

Список использованной литературы:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.пед.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992.

4. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов). (Лекция 3. Обзор теорий личностного развития детей. – С.50-65)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: