Товар и его свойства; потребительная ценность, стоимость товара и его цена Величина стоимости товара

Товарное производство - это производство продуктов не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром. Всякий товар имеет два основных экономических свойства: потребительную ценность и стоимость. Так, потребительная иенность - это полезность товара, его конкретное назначение. Скажем, потребительная ценность книги в том, что она удовлетворяет духовные запросы людей; станка в его способности производить другие нужные товары. В отличие от этого ≫• стоимость есть овеществлённый в товаре труд людей. При современном, высоком уровне специализации производства в большинстве товаров воплощён труд очень многих людей. Однако оценивают этот труд не сами производители. Объективная и реальная оценка происходит на рынке, когда данный товар обменивается на другие товары. Именно тогда выясняется, насколько он необходим и ценится потребителями.

Иными словами, если кто-то вдруг сделает обыкновенную кухонную кастрюлю из... золота и захочет продать её дорого (в соответствии с большим количеством воплощённого в ней труда), то это вовсе не значит, что кастрюлю купят: общество может отвергнуть такой товар, ибо его стоимость окажется неадекватной ' его потребительной ценности. Это важно учитывать иным производителям, которые (NB) оправдывают высокую цену на свой не- конкурентоспособный и плохо раскупаемый товар большими трудозатратами. "Снижайте затраты", - только так могут ответить им потребители.

Количественное соотношение, в котором один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью. Так, если эквивалентом 5 топоров будут 30 кг зерна (при бартерном обмене(Бйртерный (от англ. barter - товарообменная сделка) – непосредственный обмен товара на товар или через третий товар (без посредства денег).), то меновая стоимость 1 топора равна 6 кг зерна. В то же время с появлением денег эта стоимость выступает уже в форме цены. Цена, следовательно, есть денежное выражение стоимости товара. Последнее, однако, не означает, что цена и стоимость каждого товара всегда численно совпадают. Цены на рынке, как известно, колеблются, но при этом их "барометрические колебания"(Маркс) обычно происходят именно вокруг стоимости, а не какой-то произвольной величины.
Величина стоимости товара изменяется с изменением производительности труда. Стоимость единицы товара обратно пропорциональна изменению производительности общественного труда. С изменением интенсивности труда стоимость единицы товара не изменяется, потому что не изменяется количество труда, расходуемого на единицу товара. Больше затрачено труда – значит, больше произведено продукции.
Величина стоимости товара зависит от сложности труда. Товары, требующие для своего производства сложного труда, имеют большую стоимость, чем товары, произведенные с использованием простого труда. Это связано с тем, что труд более высокого качества, т. е. сложный труд, требующий профессиональной подготовки, создает в единицу рабочего времени большую стоимость по сравнению с простым трудом, который не требует специальной профессиональной подготовки. В процессе об­мена товаров, когда приравниваются различные виды труда, происходит сведение сложного труда к простому, и сложный труд выступает как помноженный простой труд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: