ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАБОТЕ СО СМИ
АППАРАТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
МОНИТОРИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
КАРТИНА ДНЯ (09.06.15)
Москва
Год
О ЛИДЕРАХ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Источник: Известия, Москва
Дата: 09 июня 2015
РЕКЛАМУ ЗАЙМОВ МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ
Рекламу кредитов и займов посредством наружной рекламы, sms-рассылок и прочих носителей могут законодательно запретить. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовил руководитель фракции "Справедливой России" в Госдуме Сергей Миронов. Согласно документу (есть в распоряжении "Известий"), за распространение рекламы кредитов и займов предлагают штрафовать граждан на сумму до 5 тыс. рублей, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, - до 50 тыс. рублей, юрлиц - до 1 млн рублей, все это с конфискацией рекламной продукции и оборудования, используемого для ее изготовления.
|
|
Согласно проекту, банки смогут рекламировать свои услуги только в собственных офисах.
Как говорится в пояснительной записке, в кризис "широкая реклама потребительских кредитов посредством наружной рекламы, телевизионного и радиовещания, sms-рассылок, листовок, объявлений и т.д. приобрела характер массовой социальной провокации".
А "невозможность погашения населением кредитов стала существенным фактором не только экономических проблем, но и повышения социальной напряженности в целом".
По мнению Сергея Миронова, "наложение штрафа на распространителей рекламы о кредитовании решит эту проблему". Он уверен, что это "поможет уменьшить количество исков о невозвращенных кредитах, снизить ставки по потребительским кредитам, увеличить социальную ответственность граждан и укрепить их финансовую независимость".
- Решение граждан об обращении в кредитные организации за получением кредита или займа должно быть хорошо обдуманным, принятым с должной мерой ответственности, а не являться прямым следствием агрессивных рекламных кампаний, - считает он.
В комитете ГД по финасовому рынку, по словам члена этого комитета Бориса Кашина, пока не готовы поддержать законопроект.
Финансовый омбудсмен Ассоциации антиколлекторов России Андрей Влас считает, что проблема взаимоотношений кредитодателей и потребителей в кризис преобрела особую актуальность.
- В частности, банки не исполняют предписания закона "О рекламе", что усугубляет экономическую ситуацию, - говорит он. - Согласно этому федеральному закону, банки не имеют права указывать в рекламном продукте предложения о кредите на определенную денежную сумму, указывать, что их условия лучше, чем те, что предлагают другие банки. Однако нормы этого закона игнорируются.
|
|
По словам Власа, большое количество банков допускают на рекламных вывесках недостоверную информацию.
- Например, на билборде пишут, что в банке дают кредит под 18%, в офисе же выясняется, что на самом деле под 25%, - поясняет эксперт.
Главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей считает, что такая инициатива очень неожиданна - действующий закон "О рекламе" достаточно четко регламентирует ответственность рекламодателя за предоставление полноты информации о стоимости кредита.
- Это определенным образом ограничивает права тех клиентов в получении информации, которые хотят оформить кредит, - пояснил он. - Далеко не у всех есть доступ к интернету, где можно найти эту информацию.
По словам банкира, принятие данного предложения никак не отразится на количестве исков за необслуживаемые кредиты.
- Поскольку эти кредиты уже выданы, соответственно в рекламе не нуждаются, - добавил Марей. - Основа банковского бизнеса - это принятие депозитов и выдача кредитов. Если вторую часть законодательно очень сильно ограничить, то это приведет либо к росту стоимости кредита (вследствие резко возросших расходов на привлечение клиентов), либо, что более вероятно, к резкому падению объемов кредитных портфелей. Это, в свою очередь, приведет к оттоку банковских депозитов (банкам нет необходимости привлекать депозиты, если очень затруднено кредитование), падению доходности и, наконец, будет влиять на долгосрочную устойчивость банковской системы в целом.
Председатель правления банка "Региональный кредит" Александр Черствов считает, что достаточно было бы ввести ограничения на такую рекламу - определить часы, в которые ролики, призывающие пользоваться займами, не должны появляться в эфире ТВ или радио, установить лимит для каждого банка по количеству единиц наружной рекламы и т.д.
- Полный запрет не позволит банкам работать в полной мере - объем выданных кредитов снизится, и как следствие сократятся доходы банков, - говорит он. - Больше всего это скажется на группе "розничных" банков, которые специализируются на обслуживании граждан, - говорит он.
Банкир добавил, что основной период кредитной активности среди граждан приходится на ноябрь-декабрь - в преддверии новогодних праздников. В этот же отрезок времени банки начинают активнее рекламировать свои услуги.
Доцент департамента финансов экономического факультета НИУ ВШЭ Елена Чиркова считает, что такого рода реклама не опасна для общества.
- Я не вижу разницы между рекламой посредством sms-рассылки и предоставлением той же информации уже непосредственно в самом банке, - говорит эксперт.
Чиркова также полагает, что запрет может привести к недостатку информации у потребителя.
- Таким образом банки, которые сейчас широко представлены на рынке, на этой почве усилят свои позиции, а другим, менее раскрученным кредитодателям, будет тяжелее. Что в итоге снизит конкуренцию и может привести к росту процентных ставок, - пояснила экономист.
По словам эксперта, существуют альтернативные механизмы снижения социальной напряженности, связанной с пере кредитованием физических лиц.
- Законодательство сейчас требует предоставления полных разъяснений об эффективной процентной ставке в договоре кредитования - это в какой-то степени защищает должника. Кстати, в настоящее время банки сами стали активно ограничивать размер потребительских кредитов и займов - в зависимости от доходов клиента, - добавила Чиркова.
Согласно статистике Центробанка, рост розничной просрочки ускоряется на фоне замедления роста розничного кредитного портфеля банков - кризис заставил банки ужесточить требования к заемщикам, сосредоточившись на кредитовании только благонадежных, фактически безрисковых клиентов. За 2014 год розничная просрочка выросла на 51,6%, тогда как за 2013 год - на 40,7%, а за 2012-й - всего на 7,5%. На 1 февраля 2015 года доля просроченной задолженности физлиц достигла 6% совокупного розничного портфеля банков (11,25 трлн рублей, портфель включает как обеспеченные, так и необеспеченные займы).
|
|
Данный материал также опубликован в изданиях: Zhkhtv.ru, Lenta.Ru, WebTelek (webtelek.com), Вести мира (vestimira.com), ИА Город Новостей (city-n.ru), PrimMarketing.ru, Деловой Ейск (deleysk.ru), Dvhab.ru, Экономика и Политика (econompolit.ru), News2world.net