Партийный голод при изобилии

Вчера Комитет гражданских инициатив (КГИ) презентовал результаты исследования, которое легло в основу коллективной монографии "Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов: предпосылки, предварительные итоги, тенденции". Общий вывод доклада: начатая Дмитрием Медведевым политическая либерализация не привела к усилению реальной конкуренции на выборах.

Либерализация законодательства не привела к появлению реальных конкурентов "Единой России"

Если раньше партия власти добивалась удержания политической монополии за счет своего полного доминирования, то в последние годы тактика немного сменилась: теперь ставка сделана в том числе на партии сателлиты и партии-спойлеры. К такому выводу пришли эксперты КГИ. С помощью новых избирательных технологий удается размывать голоса протестного электората и не давать оппозиции окрепнуть.

Ставшая ответом на массовое движение за честные выборы, партийная реформа привела к резкому увеличению количества официально зарегистрированных структур, однако большинство независимых политиков все равно не смогли легализовать свой статус из-за бюрократических придирок, полагают в КГИ. При этом появились десятки партий, лояльных властям или же имеющих все признаки "политтехнологических". Одновременно с этим облегченные в самом начале правила регистрации на выборах вскоре были вновь ужесточены. В частности, это касается необходимости партиям собирать подписи в свою поддержку. Фактически вернулся "двойной фильтр" при отсеве нежелательных кандидатов: при регистрации партии в Минюсте и при проверке подписей избиркомами.

В 2011 году правом на участие в выборах обладали всего семь политических партий. На данный момент таких насчитывается 76, но названия многих из них ни о чем не говорят даже специалистам. В то же время политикам, которые были участниками протестного движения 2011-2012 годов и таким образом подтолкнули реформу, самим зарегистрироваться в итоге не удалось. Это касается, например, Партии прогресса Алексея Навального и "Партии 5 декабря".

Региональные выборы за последние три года также не стали более конкурентными. Появление новых игроков на политическом рынке скорее ослабило позиции старой оппозиции, чем "Единой России", думают эксперты. Малые партии в большей степени отбирали голоса у ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России", но при этом преодолевали заградительный барьер при парламентских выборах в субъектах РФ редко. В результате, благодаря законодательной норме о перераспределении голосов, в плюсе всегда оказывалась партия власти.

Депутат Госдумы от "Справедливой России" Александр Агеев относится к партийной реформе неоднозначно. С одной стороны, по его мнению, необходимость в либерализации назревала давно, но, с другой - осуществлена она была лишь с целью ослабить влияние крупных партий системной оппозиции. "В 2011 году КПРФ и "Справедливая Россия" начали сильно расти, и нужно было им помешать", - объяснил свое понимание государственной логики г-н Агеев в комментарии "НИ". По мнению парламентария, из-за того, что процесс регистрации новых партий был контролируемым сверху, это привело также к созданию откровенных дублеров.

Вместе с тем депутат не спешит негативно оценивать результаты реформы, так как благодаря ей не исключено появление сильных партий в будущем. "Партийное строительство - процесс длительный и требующий много ресурсов. Трех лет здесь мало будет", - отмечает эсер. Но для успешного функционирования системы, уверен он, необходимо внести дополнительные законодательные инициативы: разрешить избирательные блоки и снизить проходной барьер. Пять процентов, по мнению г-на Агеева, слишком высокая планка, не позволяющая партиям окрепнуть. "Раз проиграли, два проиграли - и команда, какая бы замечательная она ни была, рассыпается", - доказывает собеседник "НИ".

"Реформа дала возможность многим гражданам принимать участие в политике, но открыла дорогу и разного рода аферистам", - поделилась с "НИ" своей оценкой ситуации член комитета Совета Федерации по госстроительству Елена Афанасьева. По ее словам, если раньше у правоохранительных органов была возможность заниматься проверкой биографий кандидатов, то теперь за всеми не уследишь, поэтому есть риск прихода во власть при помощи подкупа и других технологий деятелей "из девяностых". Еще одна проблема, которую видит сенатор, - отсутствие у множества партий какой-либо идеологической платформы: по сути, это просто бизнес-проекты. "Но рано или поздно мы естественным путем вернемся к тому, от чего ушли, - останется десяток партий", - уверена г-жа Афанасьева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: