Социальный характер наследования подтверждается различием образовательных возможностей мужчин и женщин, когда социальные характеристики как бы превращают индивидуальное развитие в судьбу. Это лишь частный случай общего механизма, показывающего неравенство шансов в зависимости от социальной стратификации.
В книге «Наследники» Бурдье и Пассерон измеряют и пытаются объяснить «воспроизводство» социального неравенства передачей «культурного капитала», находящего свое выражение в дифференцированных показателях успеваемости. Если мы сопоставим число лиц определенного возраста, обучающихся в учебных заведениях данного типа, с общим числом индивидов того же возраста, принадлежащих по своему происхождению к той же социо-профессиональной категории (СПК), то получим коэффициент вероятности поступления индивидов данной СПК в учебные заведения данного типа. Общая формула выглядит следующим образом:
впервые зачисленные учащиеся обоих полов из данной СПК общая когорта детей, выходцев из этой СПК
|
|
1 Aries Ph. L'enfant et la vie familiale sous 1'Ancien Regime.
Человек — общественное животное
Человек — общественное животное
Формула позволяет рассчитать шансы на поступление по сопио-профессио-нальным категориям. Результаты показывают значительные различия, из которых следует, что в 1961 г. на 1000 детей рабочих в университеты и другие вузы Франции было принято 14 человек против соответственно 585 из категории свободных профессий и руководящих работников. Следующий расчет показывает шансы принятых студентов по каждой категории в зависимости от профиля высшего образования. Эти шансы обозначаются термином «условная вероятность», поскольку речь идет о шансах на обучение, а не на получение высшего образования, — о шансах, которые будут зависеть от успеваемости.
Приводим в сокращенном виде таблицу, составленную Бурдье и Пассероном по данным Национального института статистики и экономических исследований на 1961 г.