Врожденное и приобретенное как политическая проблема

Итак, механизмы связи между поколениями подчиняются правилам, кото­рые изменяются вместе с обществом и сменой эпох, а не всеобщим и универ­сальным законам, какими являются законы генетики. Однако здесь встает во-

1 Bourdieu et Passeron. 1967. P. 37.

2 Эта парадигма сформулирована Раймоном Будоном в «Равенстве шансов»

Человек — общественное животное

прос об определенной двусмысленности слишком категоричного утверждения о том, что человеческий субъект полностью конструируется социальной средой.

Тезис о тотальной «податливости» человека может восприниматься как осво­бодительная идея, но в то же время он как бы возвещает необходимость жесткой дисциплины. Вернемся к уже процитированному тексту Канта об отсутствии у человека инстинкта. Развивая эту мысль, Кант утверждает, что интериоризация закона должна обеспечиваться воспитательным воздействием: моральным или физическим наказанием за нарушение приказов. Именно так достигается цель воспитания; «закон внутри нас называется совестью», — говорит Кант. Понят­но, что Фрейд увидел в категорическом императиве Канта прототип «сверх-я», как интериоризацию «социального страха» с его отвратительным и жестоким голосом. Кант приводит характерное для него толкование значения дисципли­ны: по его мнению, детей отправляют в школу не за тем, чтобы они чему-то на­учились, а с тем, чтобы воспитать в них привычку сидеть спокойно и подчи­няться приказам. Только с усвоением этих первооснов дисциплины, по сущест­ву основанной на дрессировке, могут быть достигнуты позитивные результаты в обучении. Подчинение власти предшествует освоению знания. Более того, при­писывая воспитанию гуманизирующую роль, Кант развивает теорию дифферен­циации и иерархизации различных обществ: представители нецивилизованных наций из-за отсутствия института дисциплины проявляют определенную гру­бость нравов, потому что в «животном еще не вызрела гуманность». Ребенку и дикарю свойственна схожесть с животным, от которой их должна освободить дисциплина. При таком подходе воспитатели и европейцы оказываются в поло­жении господ, чья власть тем более необходима, что без нее не будет не только частичного успеха, но и произойдет полный провал. Поскольку, с точки зрения Канта, у человека нет никакой предрасположенности к злу, являющемуся про­сто плодом слабого развития, абсолютной необходимостью для гуманизации становится наличие дисциплинарного аппарата формирования субъекта.

Тем не менее сторонники теорий врожденных качеств, значительно ограни­чивая веру в масштабы и глубину действия социальных механизмов, также мо­гут причислять эти теории к тем политическим парадигмам, которые приписы­вают главное значение свободе и равенству. Однако это приводит, в свою оче­редь, к ограничению функций социальной организации и существующих ин­ститутов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: