Деньги превращаются из средства, т. е. промежуточного фактора, в цель: человек, над которым господствуют деньги, более уже не рассматривает их в качестве посредника для удовлетворения своих потребностей, деньги его интересуют ка,к таковые. В обществах, в которых господствует товарная экономика, все социальные отношения монетаризируются: за деньги можно купить ум и красоту, в итоге человека делают красивым и умным деньги, которыми он обладает. Священники, художники, преподаватели — все они являются наемными работниками и подвластны деньгам. Таким образом, люди лишаются своей человеческой сущности путем обратного опосредования. Эта тема постоянно присутствует у Маркса, если не сказать, что она является его темой: критика утраты ро-
ЧАСТЬ II. Категории политики
довой сущности людей в институтах или деятельности, которые отрывают человечность человека от людей, что предполагает наличие регулирующей идеи о том, что есть человек, хотя Маркс постоянно указывает на его историчность.
|
|
Критика религии показывает, что в религиозной вере человек ищет иллюзорно-компенсаторное средство превращения невыносимого в выносимое, в нечто вроде цветов, призванных украсить цепи, в которые он закован. Таким образом, религия — это опиум народа: опиум снимает существующие страдания и вызывает галлюцинацию, порождающую образы лучшего мира. Но если бы реальный мир не приносил столько страданий, то не было бы необходимости в анастезии, в создании искусственного рая и фантасмагорий. Следовательно, предлагаемое облегчение и утешение представляют собой мистификацию, иллюзию в мире, который нуждается в иллюзиях.