Господство

Господствующий класс — это тот общественный класс, который в данный конкретный момент является эксплуататорским классом внутри господствую­щего способа производства (буржуазия во Франции в середине XIX в.). Господ­ствующий класс — это, как правило, эксплуататорский класс (аристократия во Франции в середине XVIII в.), но эксплуататорский класс может и не быть гос­подствующим (буржуазия в ту же эпоху). Господство не сводится к экономичес­кой сфере: эксплуататорский класс господствующего способа производства — это тот класс, идеи которого торжествуют, тот класс, который осуществляет кон­троль над государством. Таким образом, господствующий класс — трижды гос­подствующий: он эксплуататорский, он слился с государством или использует государственный аппарат в своих интересах, его идеология навязана всему об­ществу. Гегемония господствующего класса, следовательно, становится его геге­монией в гражданском обществе, как и в сфере идеологии и политики.

Революция считается успешной, если в результате ее один из классов занял господствующее положение; Революция 1789г. позволила буржуазии занять гла­венствующее место, прежде всего заменив старое, сословное общество классо­вым. В этом смысле приход буржуазии к господству представляет собой про­гресс, и прогресс для всего человечества. Подобно веберовской бюрократии, буржуазия, по Марксу, является цивилизаторским классом, как класс инстру-

IV. Господство

ментальной и экономической рационализации, класс Просвещения и индуст­риализации, которые она принесла всему миру. Она выступает как класс подъе­ма производительных сил и отмирания старых патриархальных обычаев. И она готовит, в результате хитрого хода истории (здесь мы повторяем формулировку Гегеля), победу пролетариата. Или, скорее, она сыграла эту выдающуюся и ре­шающую роль, которую постепенно утратила. Из восходящего класса она пре­вратилась в середине XIX в. в Европе в класс нисходящий, ей угрожает пролета­риат, который свергнет ее и займет, в свою очередь, господствующую позицию. Свой прогноз Маркс постоянно подкрепляет аргументами, взятыми из совре­менной ему истории, от Революции 1848 г. и до Парижской коммуны 1871 г., которая служит в его глазах первым примером диктатуры пролетариата после достижения буржуазией господства (1789 г.) и установления диктатуры буржуа­зии над пролетариатом (июль 1848 г.).

Антагонизм, который в капиталистическом способе производства противо­поставляет пролетариат буржуазии, носит непримиримый характер и становит­ся все более радикальным. Капиталистический способ производства пронизы­вает смертельное противоречие: капиталисты остаются частными собственни­ками средств производства, в то время как производительные силы становятся все более и более коллективными. И именно это противоречие коммунистичес­кое общество призвано преодолеть в результате формирования производствен­ных отношений (коллективной собственности на средства производства), соот­ветствующих обобществленным производительным силам. Другие противоре­чия также подрывают капитализм (в частности, тенденция к снижению нормы прибыли, см. гл. V, с. 120). В каждом конкретном обществе сосуществование нескольких способов производства увеличивает количество неосновных проти­воречий (во Франции в середине XIX в. противоречие между промышленными капиталистами и финансовой аристократией было второстепенным по отноше­нию к противоречию между буржуазией и пролетариатом). Таким образом, ка­питалистическая общественная формация разрывается целым рядом противо­речий: между производительными силами и производственными отношениями, между отдельными капиталистами и, прежде всего, между буржуазией и проле­тариатом. Но классовые противоречия имеют тенденцию упрощаться, потому что рыночные отношения всесторонне пронизывают общественную жизнь. Ка­питалистический способ производства, являясь доминирующим, создает при­тягательный эффект в масштабах всего общества и ведет к социальному рассло­ению и (или) к политической биполярности, к расколу всего общества по всем важнейшим вопросам между лагерем пролетариата и лагерем буржуазии. Разде­ление всего населения на два класса с непримиримыми интересами (или спло-чение,,вокруг этих двух классов) создает в капиталистическом обществе динами­ку «скрытой гражданской войны», которая превратится в открытую гражданскую войну. Неотвратимо. Так как «историческое развитие» подчиняется законам ис­тории, столь же неизбежным, как и законы природы, и ни один класс не господ­ствует вечно. Торжество буржуазии над аристократией доказывает это и позво­ляет предсказать, что пролетариат также станет господствующим классом, но последним классом, после взятия им власти, мирную форму овладения которой

ЧАСТЬ II. Категории политики

Маркс не мог себе представить, поскольку на карту были поставлены сущест­вование и интересы каждого из этих классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: