Господствующий класс — это тот общественный класс, который в данный конкретный момент является эксплуататорским классом внутри господствующего способа производства (буржуазия во Франции в середине XIX в.). Господствующий класс — это, как правило, эксплуататорский класс (аристократия во Франции в середине XVIII в.), но эксплуататорский класс может и не быть господствующим (буржуазия в ту же эпоху). Господство не сводится к экономической сфере: эксплуататорский класс господствующего способа производства — это тот класс, идеи которого торжествуют, тот класс, который осуществляет контроль над государством. Таким образом, господствующий класс — трижды господствующий: он эксплуататорский, он слился с государством или использует государственный аппарат в своих интересах, его идеология навязана всему обществу. Гегемония господствующего класса, следовательно, становится его гегемонией в гражданском обществе, как и в сфере идеологии и политики.
Революция считается успешной, если в результате ее один из классов занял господствующее положение; Революция 1789г. позволила буржуазии занять главенствующее место, прежде всего заменив старое, сословное общество классовым. В этом смысле приход буржуазии к господству представляет собой прогресс, и прогресс для всего человечества. Подобно веберовской бюрократии, буржуазия, по Марксу, является цивилизаторским классом, как класс инстру-
|
|
IV. Господство
ментальной и экономической рационализации, класс Просвещения и индустриализации, которые она принесла всему миру. Она выступает как класс подъема производительных сил и отмирания старых патриархальных обычаев. И она готовит, в результате хитрого хода истории (здесь мы повторяем формулировку Гегеля), победу пролетариата. Или, скорее, она сыграла эту выдающуюся и решающую роль, которую постепенно утратила. Из восходящего класса она превратилась в середине XIX в. в Европе в класс нисходящий, ей угрожает пролетариат, который свергнет ее и займет, в свою очередь, господствующую позицию. Свой прогноз Маркс постоянно подкрепляет аргументами, взятыми из современной ему истории, от Революции 1848 г. и до Парижской коммуны 1871 г., которая служит в его глазах первым примером диктатуры пролетариата после достижения буржуазией господства (1789 г.) и установления диктатуры буржуазии над пролетариатом (июль 1848 г.).
Антагонизм, который в капиталистическом способе производства противопоставляет пролетариат буржуазии, носит непримиримый характер и становится все более радикальным. Капиталистический способ производства пронизывает смертельное противоречие: капиталисты остаются частными собственниками средств производства, в то время как производительные силы становятся все более и более коллективными. И именно это противоречие коммунистическое общество призвано преодолеть в результате формирования производственных отношений (коллективной собственности на средства производства), соответствующих обобществленным производительным силам. Другие противоречия также подрывают капитализм (в частности, тенденция к снижению нормы прибыли, см. гл. V, с. 120). В каждом конкретном обществе сосуществование нескольких способов производства увеличивает количество неосновных противоречий (во Франции в середине XIX в. противоречие между промышленными капиталистами и финансовой аристократией было второстепенным по отношению к противоречию между буржуазией и пролетариатом). Таким образом, капиталистическая общественная формация разрывается целым рядом противоречий: между производительными силами и производственными отношениями, между отдельными капиталистами и, прежде всего, между буржуазией и пролетариатом. Но классовые противоречия имеют тенденцию упрощаться, потому что рыночные отношения всесторонне пронизывают общественную жизнь. Капиталистический способ производства, являясь доминирующим, создает притягательный эффект в масштабах всего общества и ведет к социальному расслоению и (или) к политической биполярности, к расколу всего общества по всем важнейшим вопросам между лагерем пролетариата и лагерем буржуазии. Разделение всего населения на два класса с непримиримыми интересами (или спло-чение,,вокруг этих двух классов) создает в капиталистическом обществе динамику «скрытой гражданской войны», которая превратится в открытую гражданскую войну. Неотвратимо. Так как «историческое развитие» подчиняется законам истории, столь же неизбежным, как и законы природы, и ни один класс не господствует вечно. Торжество буржуазии над аристократией доказывает это и позволяет предсказать, что пролетариат также станет господствующим классом, но последним классом, после взятия им власти, мирную форму овладения которой
|
|
ЧАСТЬ II. Категории политики
Маркс не мог себе представить, поскольку на карту были поставлены существование и интересы каждого из этих классов.