Эт»т вопрос вписывается в интеллектуальную программу Ницше в том виде, в каком она вновь появляется у Мишеля Фуко в постановке вопроса о производстве знания внутри механизмов власти. Ницше предлагал: «Вместо «социологии» нужно говорить доктрина формирования суверенитета». В такой постановке вопрос об условиях производства знания направлен не на сведение знания к игре власти, а на анализ стратегий и тактик власти и места, которое занимают знания.
ЧАСТЬ II. Категории политики
Фуко интересуется больше осуществлением власти, чем ее сущностью: для него власть — это особый тип практики. Он отбрасывает две концепции власти: смешение власти и насилия, чистое соотношение сил (которое означает, что господин, чей раб закован в кандалы, осуществляет власть над этим рабом); гипотезу соглашения между тем, кто осуществляет власть, и тем, кто подчиняется (вследствие целенаправленного идеологического ослепления у Бурдье). Эмпирически можно констатировать такие социальные отношения: тюрьма — это прямая власть над телом заключенного, и существуют отдельные люди и группы людей, которые согласны ей подчиняться. Но хотя «использование насилия» и «получение согласия» являются орудиями или аспектами власти, они не раскрывают ее сущности. Власть является «воздействием на действие». Это определение Фуко пересекается с теми определениями, какие можно обнаружить у Маркса или найти у Вебера, потому что действие требует затраты определенной энергии, использования силы и потому что власть — это отношение между двумя взаимосвязанными членами, которое вводит специфическую перспективу в той мере, в какой она выявляет интерактивный характер власти, ее существования в качестве «механизма», ее понимания как «стратегии».