Политическое поле

Оксюморон, согласно которому статусная некомпетентность «молчаливо со­ответствует» статусной компетенции, следует понимать как эффект места, кото­рое делит людей на тех, кто господствует, и тех, над кем господствуют. Господство вновь обретает здесь пространственный смысл: качество господства зависит не столько от того, насколько приказ господина имеет шансы быть исполненным (Вебер), сколько от принадлежности к более высокой социальной позиции. Эта система позиций представляет собой «поле» (термин взят из физики, где поле оп­ределяется как динамическое состояние, связывающее различные силы, напри­мер магнитное поле: железные опилки на листе бумаги, под которым помещен магнит, распределяются в соответствии со структурой гиперболических линий вокруг обоих полюсов). Поле является пространством, с определенным типом вза­имодействия, которое функционирует как рынок, где отдельные лица и (или) груп­пы лиц соревнуются между собой, и которое оказывает на каждого из них специ­фический эффект непризнания. Так, принадлежность полю философии мешала Сартру воспринимать аристократический элитизм Хайдеггера (что, кстати, неверно, см. с. 143). Но само понятие социального поля вновь возвращает нас к социоло­гии, которая рассматривает в качестве главной проблему социальной энергии, ее природы и ее распределения. Понятие поля может также применяться по отно­шению к политике. Схема, помещенная ниже, представляет собой очень упро­щенный вариант схемы, составленной Пьером Бурдье в «La distinction», но она позволит понять ее принципы (в ее основе лежат статистические данные до 1979 г., которые относятся, естественно, к Франции).

Схему можно читать, например, следующим образом: руководящие кадры го­сударственного сектора обладают капиталом, равным капиталу ремесленников, но органический состав этого капитала существенно отличен; их состояние ме­нее значительно, но уровень дипломов выше. Учителя школ имеют уровень до­хода, который расположен в тех же зонах, что и уровень чернорабочих, но они имеют более высокий культурный капитал. Короче говоря, следует понимать одни группы исходя из других групп, в зависимости от их распределения согласно определенным переменным величинам. Здесь представлена система структур­ного типа, в которой место одной группы в социальном поле определяется лишь относительно места другой.

«LIBIDO DOMINANDI»

Метафора поля может быть понята как дальнейшее развитие, через абстраги­рование и расширенное толкование, одного из первых трудов Бурдье, а именно его этнографического исследования общины кабилов, где раздел пространства на основе разделения труда, задач, принуждений и ценностей по признакам пола определяет географию неравноправного раздела1. Мужское господство является

1 Этот анализ появился впервые в 1964 г. Он снова был опубликован в «Le sens pratique», затем послужил материалом для работы «La domination masculine» в «Actes de la recherche en sciences sociales». № 84, сентябрь 1990 r.

IV. Господство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: