Политическое действие, как и всякое человеческое действие, должно анализироваться не как реакция на побуждение или на совокупность побуждений, а как ответ, даваемый в той ситуации, в какой ее воспринимает субъект. Ситуация может определяться как среда: ее можно толковать в духе некоторых традиций, присущих феноменологии, как своего рода кладезь значений или же как институциональные рамки, как механизм, где противостоят друг другу различные стратегии.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ
На примере относительной фрустрации можно, во всяком случае, критиковать анализы, которые заимствуют свою пояснительную модель из определения действия в терминах рефлексологии. Механизмы, которые содержатся в этом понятии, были описаны и проанализированы задолго до того, как они стали объектом попыток его теоретического обобщения на психосоциологической основе. Мысль о том, что страдание порождается несоответствием условий жизни субъекта его представлениям или ожиданиям, что субъективная сила страдания является его фактической объективностью, так как именно она лежит в основе его поведения, представляет собой общее место в философии и морали.
|
|
Человек — общественное животное
Опрос, проведенный в американской армии во время Второй мировой войны, показал наличие парадоксального контраста между двумя группами: военные жандармы (речь идет о войсках, где продвижение по службе происходит сравнительно редко) удовлетворены существующей системой повышения в должности, в то время как летчики не удовлетворены, хотя повышение по службе в их соединениях происходит чаще. Объясняется это просто: возможность получить повышение усиливает ожидание и умножает разочарования, а отсутствие надежды не порождает чувства неудовлетворенности.