Действие как ответ

Политическое действие, как и всякое человеческое действие, должно анали­зироваться не как реакция на побуждение или на совокупность побуждений, а как ответ, даваемый в той ситуации, в какой ее воспринимает субъект. Ситуация может определяться как среда: ее можно толковать в духе некоторых традиций, присущих феноменологии, как своего рода кладезь значений или же как инсти­туциональные рамки, как механизм, где противостоят друг другу различные стра­тегии.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ

На примере относительной фрустрации можно, во всяком случае, критико­вать анализы, которые заимствуют свою пояснительную модель из определения действия в терминах рефлексологии. Механизмы, которые содержатся в этом понятии, были описаны и проанализированы задолго до того, как они стали объ­ектом попыток его теоретического обобщения на психосоциологической осно­ве. Мысль о том, что страдание порождается несоответствием условий жизни субъекта его представлениям или ожиданиям, что субъективная сила страдания является его фактической объективностью, так как именно она лежит в основе его поведения, представляет собой общее место в философии и морали.

Человек — общественное животное

Опрос, проведенный в американской армии во время Второй мировой вой­ны, показал наличие парадоксального контраста между двумя группами: воен­ные жандармы (речь идет о войсках, где продвижение по службе происходит срав­нительно редко) удовлетворены существующей системой повышения в должно­сти, в то время как летчики не удовлетворены, хотя повышение по службе в их соединениях происходит чаще. Объясняется это просто: возможность получить повышение усиливает ожидание и умножает разочарования, а отсутствие надежды не порождает чувства неудовлетворенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: